ТАРЛАНОВ З. К. КАЧЕСТВО ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА И ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК НАУКА // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2024. Том 46, № 3, С. 28–35. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=1021. DOI: 10.15393/uchz.art.2024.1021


Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика


КАЧЕСТВО ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА И ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК НАУКА

ТАРЛАНОВ
ЗАМИР КУРБАНОВИЧ
Петрозаводский государственный университет
Ключевые слова:
русское языкознание
европейское языкознание
научный дискурс
научное исследова- ние
априорность
доказательность
фактический материал
наука
культура
связь науки с культурой
Аннотация: Предметом статьи является исследование характера связи между этнической (на- циональной) культурой и развитием научной мысли, в частности языковедческой. Доказывается, что связь между наукой и культурой исходно детерминирована односторонне, культура служит необходимым и обязательным импульсом для зарождения науки, которая именно поэтому пред- стает этнокультурно обусловленной. Исследование строится на анализе языкового материала, ме- тодов и методологии, составляющих содержание основополагающих и общепризнанных классиче- ских трудов европейского и русского языкознания XIX–XX веков: Г. Пауля, Ф. де Соссюра, Ш. Балли, Ж. Вандриеса, Л. Ельмслева, А. А. Потебни, А. А. Шахматова, А. М. Пешковского, В. В. Виноградова, Л. В. Щербы, В. М. Жирмунского и др. Обосновывается и доказывается положение о том, что евро- пейский научный лингвистический текст, который в силу его априорности вполне уместно называть именно научным дискурсом (научным нарративом, повествованием), может быть обозначен как де- дуктивно-декларативный по отношению к фактическому материалу, который не столько исследуется в его необходимой и достаточной количественной совокупности, сколько используется в качестве отдельных иллюстраций, призванных подтвердить то или иное заданное теоретическое положение. В крайней форме этот тип дискурса реализован в глоссематике, в частности в работах Л. Ельмслева. В русском языкознании имеет место нечто совершенно другое, что опирается на внушительную фактическую базу, а именно – научное изложение вводящего или обобщающего типа. В том и другом случае оно опирается на фактический материал, который подвергается тщательному и, как правило, исчерпывающему анализу. При этом фактический материал не может быть случайным, социокультур- но малозначимым, периферийным, хотя периферийные факты тоже подвергаются анализу и оценке. В любом случае это не субъективно и произвольно порождаемый дискурс, который в принципе мо- жет быть продолжен сколько угодно и в разных направлениях. В соответствии с этим русское язы- кознание отличается такими качествами, как опора на большой конкретный фактический материал, доказательность, энциклопедичность, включенность в национальную культуру. В преобладающей своей части оно многопланово и гуманистически нацелено по содержанию.




Просмотров: 98; Скачиваний: 19;