Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Литературоведение |
ПОДЧИНЕНОВ АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ | Уральский федеральный университет |
СНИГИРЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА | Уральский федеральный университет |
Ключевые слова: модель счастья советская и постсоветская литература Пелевин Акунин |
Аннотация: Счастье является сложным культурным конструктом, имеющим множество выходов в сферы жиз-
не нной практики, но оформляемым преимущественно через художественный текст. В статье рас-
смотрена эволюция концепции счастья в советской и постсоветской литературе. Первоначально мо-
делирование счастья строилось на противопоставл ении общественного и личного. Проповедовалась
любовь не к человеку, а к идее. Советская мифология строилась на том, что не семейное сча-
стье, а счастье борьбы за построение новог о мира становилось основой конфликта произведения
(П. Павленко). Но существовал и другой дискурс, переводивший эту тему и з героической в траги-
ческую (А. Платонов), а впоследствии в форму диспута (Ю. Трифонов). В постсоветской литературе
отсутствует доминирующая модель счастья, как и регламентированная общенациональная идея.
Счастья наполняется не общим, но личным смыслом. Поиск счастья приобретает исключительно ин-
дивидуальный характер: то переносится в «невинн ое прошлое» (Б. Акунин), то трактуется как «пре-
одоление себя» (Т. Толстая, А. Кабаков, Д. Рубина и др.). Роман В. Пелевина «Тайные виды на гору
Фудзи» стал своеобразной презентацией современного понимания счастья, где верх берет экономи-
ческая модель, создается новая, уже «экономическая» миф ология счастья. Писатель считает это со-
временной формой самообмана и подмены реальности. В финале статьи роман Акунина-Чхартишвили
«Счастливая Россия», полный реминисценций, рассмотрен как очерк моделей счастья в советскую
и постсоветскую эпоху, как разворачивание картин утопии с разных точек зрения: исторической,
политико-философской, богословской, литературной. |
Просмотров: 474; |