ПОДЧИНЕНОВ А. В., СНИГИРЕВА Т. А. HOMO SOVETICUS & HOMO POSTSOVETICUS: МОДЕЛИ СЧАСТЬЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2020. Том 42, № 7, С. 78–86. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=528. DOI: 10.15393/uchz.art.2020.528


Литературоведение


HOMO SOVETICUS & HOMO POSTSOVETICUS: МОДЕЛИ СЧАСТЬЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ПОДЧИНЕНОВ
АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
Уральский федеральный университет
СНИГИРЕВА
ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА
Уральский федеральный университет
Ключевые слова:
модель счастья
советская и постсоветская литература
Пелевин
Акунин
Аннотация: Счастье является сложным культурным конструктом, имеющим множество выходов в сферы жиз- не нной практики, но оформляемым преимущественно через художественный текст. В статье рас- смотрена эволюция концепции счастья в советской и постсоветской литературе. Первоначально мо- делирование счастья строилось на противопоставл ении общественного и личного. Проповедовалась любовь не к человеку, а к идее. Советская мифология строилась на том, что не семейное сча- стье, а счастье борьбы за построение новог о мира становилось основой конфликта произведения (П. Павленко). Но существовал и другой дискурс, переводивший эту тему и з героической в траги- ческую (А. Платонов), а впоследствии в форму диспута (Ю. Трифонов). В постсоветской литературе отсутствует доминирующая модель счастья, как и регламентированная общенациональная идея. Счастья наполняется не общим, но личным смыслом. Поиск счастья приобретает исключительно ин- дивидуальный характер: то переносится в «невинн ое прошлое» (Б. Акунин), то трактуется как «пре- одоление себя» (Т. Толстая, А. Кабаков, Д. Рубина и др.). Роман В. Пелевина «Тайные виды на гору Фудзи» стал своеобразной презентацией современного понимания счастья, где верх берет экономи- ческая модель, создается новая, уже «экономическая» миф ология счастья. Писатель считает это со- временной формой самообмана и подмены реальности. В финале статьи роман Акунина-Чхартишвили «Счастливая Россия», полный реминисценций, рассмотрен как очерк моделей счастья в советскую и постсоветскую эпоху, как разворачивание картин утопии с разных точек зрения: исторической, политико-философской, богословской, литературной.




Просмотров: 310;