Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Отечественная история |
КАЛИНИНА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА | Петрозаводский государственный университет |
Ключевые слова: народное образование гимназия городские и начальные училища Олонецкая губер- ния физическое воспитание военное обучение гимнастика |
Аннотация: Правовое положение воспитанников российских учебных заведений в XIX веке
закреплялось школьными уставами. Программы преподавания учебных предметов были широки,
отражали влияние идей Просвещения и обуславливали подготовку «благовоспитанного» человека
к будущей жизни. В первой половине XIX века гимнастика не являлась обязательным предметом
обучения, заниматься «телесными упражнениями» предписывалось во время проведения прогулок
на свежем воздухе. Новизна исследования заключается в том, что в нем впервые предпринимается
попытка анализа введения уроков гимнастики и «военного строя», форм организации внешколь-
ной работы в учебных заведениях Олонецкой губернии во второй половине XIX – начале ХХ века.
В научный оборот вводятся не опубликованные ранее архивные документы по истории народного
образования. Показана реализация школьных уставов, постановлений Министерства народного про-
свещения по введению уроков по данным учебным дисциплинам. В работе представлены документы,
содержащиеся в Российском государственном историческом архиве, Центральном Государственном
историческом архиве, Национальном архиве Республики Карелия. Выявлен и рассмотрен широ-
кий круг опубликованных источников, материалов центральной и региональной периодической
печати. Рассматриваются отчеты о состоянии учебных заведений директоров гимназии, рапорты
заведующих городскими училищами и учителей начальных школ. Сделан вывод, что введение
в школьный курс учебных заведений уроков гимнастики и обучение «военному строю» в обще-
образовательных школах проходили в рамках правительственных распоряжений – постановлений
и циркуляров Министерства народного просвещения и Военного ведомства. Однако организация обучения сопровождалась проблемами программного обеспечения, материально-технической базы
и недостатка кадров. |
Просмотров: 8; |