КРАСНИКОВА Ю. Н. МЕЖДУ КАФЕДРОЙ И ЭКСПЕДИЦИЕЙ: ЗАБЫТЫЙ ЭТАП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н. И. ВАВИЛОВА В ЛЕНИНГРАДСКОМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ИНСТИТУТЕ // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2025. Том 47, № 4, С. 112–120. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=1190. DOI: 10.15393/uchz.art.2025.1190


ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ


МЕЖДУ КАФЕДРОЙ И ЭКСПЕДИЦИЕЙ: ЗАБЫТЫЙ ЭТАП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н. И. ВАВИЛОВА В ЛЕНИНГРАДСКОМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ИНСТИТУТЕ

КРАСНИКОВА
ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова:
Н. И. Вавилов
Ленинградский сельскохозяйственный институт
генетическая станция
опытный участок
Детское Село
ученый
генетик
заведующий отделом селекции
Аннотация: Рассматривается малоизученный период профессиональной карьеры Н. И. Вавилова, связанный с его работой в Петроградском (Ленинградском) сельскохозяйственном институте в 1920– 1930-х годах. На основе анализа архивных материалов, мемуарных источников (включая свиде- тельства коллег, студентов и личные записи Вавилова) проведена реконструкция его десятилетней деятельности в институте. В начале 1920-х годов Вавилов активно упоминал преподавательскую ра- боту в институте и связанные с ней планы в корреспонденции и биографии. Однако в более поздних автобиографических текстах и воспоминаниях данный период подвергается последовательному ис- ключению из личной наррации. Дисбаланс между академической и административной нагрузкой, частые экспедиции и командировки вносили ограничения в эффективность управления кафедрой и генетической станцией. Длительные отсутствия Вавилова на рабочем месте провоцировали рост недовольства среди сотрудников. Анализ документов выявляет и нарастающий конфликт между Вавиловым и администрацией института, связанный с его стремлением к автономии в организации научных исследований. Данное противостояние стало катализатором участия ученого в реоргани- зации учреждений аграрного образования Петрограда, а также привело к институциональному обо- соблению генетической станции. Период работы Вавилова в Ленинградском сельскохозяйственном институте отражает ключевые вызовы организации науки в условиях трансформации общества. Изучение этого этапа важно для понимания механизмов адаптации ученых к меняющимся институ- циональным рамкам, а также роли личности в преодолении системных ограничений. Исследование вносит вклад в изучение административно-педагогической деятельности Вавилова, раскрывая механизмы взаимодействия научного сообщества и образовательных институтов в раннесоветский период.




Просмотров: 36;