Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ |
КРАСНИКОВА ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА | Санкт-Петербургский государственный университет |
Ключевые слова: Н. И. Вавилов Ленинградский сельскохозяйственный институт генетическая станция опытный участок Детское Село ученый генетик заведующий отделом селекции |
Аннотация: Рассматривается малоизученный период профессиональной карьеры Н. И. Вавилова,
связанный с его работой в Петроградском (Ленинградском) сельскохозяйственном институте в 1920–
1930-х годах. На основе анализа архивных материалов, мемуарных источников (включая свиде-
тельства коллег, студентов и личные записи Вавилова) проведена реконструкция его десятилетней
деятельности в институте. В начале 1920-х годов Вавилов активно упоминал преподавательскую ра-
боту в институте и связанные с ней планы в корреспонденции и биографии. Однако в более поздних
автобиографических текстах и воспоминаниях данный период подвергается последовательному ис-
ключению из личной наррации. Дисбаланс между академической и административной нагрузкой,
частые экспедиции и командировки вносили ограничения в эффективность управления кафедрой
и генетической станцией. Длительные отсутствия Вавилова на рабочем месте провоцировали рост
недовольства среди сотрудников. Анализ документов выявляет и нарастающий конфликт между
Вавиловым и администрацией института, связанный с его стремлением к автономии в организации
научных исследований. Данное противостояние стало катализатором участия ученого в реоргани-
зации учреждений аграрного образования Петрограда, а также привело к институциональному обо-
соблению генетической станции. Период работы Вавилова в Ленинградском сельскохозяйственном
институте отражает ключевые вызовы организации науки в условиях трансформации общества.
Изучение этого этапа важно для понимания механизмов адаптации ученых к меняющимся институ-
циональным рамкам, а также роли личности в преодолении системных ограничений. Исследование
вносит вклад в изучение административно-педагогической деятельности Вавилова, раскрывая механизмы взаимодействия научного сообщества и образовательных институтов в раннесоветский период. |
Просмотров: 36; |