ЗАРУЦКИЙ П. С. КОГДА АБСУРДИЗМ СТАНОВИТСЯ РЕАЛИЗМОМ: ОБ АБСУРДНОМ В ПОЭТИЧЕСКИХ КНИГАХ Г. С. ГОРА И К. ЯННУЛОПУЛОСА // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2020. Том 42, № 1, С. 32–36. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=429. DOI: 10.15393/uchz.art.2020.429


Литературоведение


КОГДА АБСУРДИЗМ СТАНОВИТСЯ РЕАЛИЗМОМ: ОБ АБСУРДНОМ В ПОЭТИЧЕСКИХ КНИГАХ Г. С. ГОРА И К. ЯННУЛОПУЛОСА

ЗАРУЦКИЙ
ПАВЕЛ СТАНИСЛАВОВИЧ
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова:
греческая литература
русская литература
авангард
абсурд
смех в литературе
обэриу
Аннотация: Рассматривается цикл «блокадных» стихотворений Геннадия Гора и книга Костаса Яннулопулоса «Δεκαδική προσήλωση των μανδαρίνων» («Десятичная приверженность мандаринов»). Целью статьи является сопоставительный анализ двух сборников, являющихся беспрецедентными на фоне осталь- ного творчества поэтов и современных литературных процессов. Основой для сопоставления служит присущая им поэтика абсурда, а также контекст, в котором создавались произведения, – в трагиче- ских условиях блокадного Ленинграда и греческой диктатуры. Последние десятилетия блокадный цикл Гора привлекает внимание все большего количества исследователей, в то время как поэтическое наследие Яннулопулоса в наши дни остается практически не изученным. Сопоставление этих экс- периментальных поэтических сборников является уникальной попыткой анализа творческих стра- тегий двух авторов в переломные периоды политической и художественной жизни России и Греции. Актуальность исследования обуславливается значением двух книг в контексте национальных лите- ратурных авангардов. Блокадные стихи Гора представляют собой важное связующее звено между «историческим» авангардом и советской послевоенной «неподцензурной поэзией», а «Десятичная приверженность мандаринов» является одной из первых опубликованных книг третьей волны гре- ческого авангарда. Автор сравнивает стихи двух книг, выделяя в них общие элементы, а также раз- личия: ощущение времени, смерть как граница реального и сопровождающий ее смех, который символизирует искаженную, «неправильную» реальность, и т. д. Также в статье затрагивается вопрос проявления идеологии в произведениях вышеуказанных авторов. Сопоставления сборников двух так явно не похожих авторов, не знавших друг друга, писавших в разное время, показывает, тем не менее, насколько созвучным может быть творческое осмысление тяжелых и жестоких событий.




Просмотров: 358;