ПЕРВУХИНА С. В. ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕКЛАМНО-МЕДИЦИНСКОГО СУБДИСКУРСА // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 1 (178), С. 51–56. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=270. DOI: 10.15393/uchz.art.2019.270


Языкознание


ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕКЛАМНО-МЕДИЦИНСКОГО СУБДИСКУРСА

ПЕРВУХИНА
СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА
Ростов- ский государственный университет путей сообщения
Ключевые слова:
рекламно-медицинский субдискурс
функции дискурса
адаптированный текст
упрощенный текст
дис- курсивные стратегии
прагматика
Аннотация: Существует корпус текстов, находящийся на пересечении рекламного и медицинского дискурсов, которые можно объединить в рекламно-медицинский субдискурс на основе общих конститутивных черт. Они отличают этот субдискурс от медицинского или рекламного. Данный субдискурс порож- ден междискурсивным взаимодействием: ситуация общения располагается в сфере медицины, тогда как коммуникативная интенция некоторых его агентов принадлежит рекламному дискурсу. Задачей исследования стало описание рекламно-медицинского субдискурса и выявление его конститутив- ных черт. Объектом исследования стали адаптированные вторичные и упрощенные первичные тек- сты разных жанров письменной речи. В статье описываются участники рекламно-медицинского субдискурса, их роли в коммуникации, функции субдискурса. Выявлено, что рекламно-медицин- ский субдискурс отличается от медицинского дискурса своей перформативной функцией. Изучены особенности стиля текстов этого субдискурса, указывается на особенности коммуникации в рамках этого дискурса, которые заключаются в основных стратегиях: манипуляция, презентация и популя- ризация. Манипуляция во вторичных адаптированных текстах происходит за счет компрессии тек- ста, а в первичных текстах она осуществляется через апелляцию к эмоциональной сфере. Стратегия презентации заключается в выборе наиболее релевантной для определенного адресата информации, а также выбора наиболее подходящего вида информации (креолизация текста или его фрагментов). Просветительская стратегия (популяризация) заключается в изложении специализированной ин- формации в как можно простой форме, чтобы она была понятна людям без специального образова- ния в этой сфере. Поскольку перформативная цель рекламно-медицинского субдискурса направлена на продвижение товара, то тексты этого субдискурса ориентированы на массового читателя, при- званы привлечь потенциального покупателя и побудить его к выбору именно этого товара. Соответственно, в этих текстах используются упрощенные синтаксические конструкции, термины заменяются гиперонимами или парафразами, объясняющими их сигнификат, используется бытовая лексика.




Просмотров: 367;