ПОПОВА Т. И. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ В КОМПОЗИЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ РОМАНА КСЕНИИ БУКШИ «АДВЕНТ» // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2024. Том 46, № 3, С. 83–90. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=1028. DOI: 10.15393/uchz.art.2024.1028


Русский язык. Языки народов России


ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ В КОМПОЗИЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ РОМАНА КСЕНИИ БУКШИ «АДВЕНТ»

ПОПОВА
ТАТЬЯНА ИГОРЕВНА
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова:
внутренняя речь персонажа
речь повествователя
композиционная структура романа
Ксения Букша
«Адвент»
Аннотация: Внутренняя речь – неотъемлемая часть структурно-смысловой композиции про- изведений Ксении Букши. Актуальность предпринятого исследования определяется рассмотрением способов организации речевой структуры романа «Адвент» как отражения общей тенденции совре- менной литературы к реализации нарративной стратегии идентичности, с одной стороны, и как фор- мы реализации индивидуального авторского стиля автора, с другой. Цель статьи – выявить роль внутренней речи в композиционной структуре романа К. Букши «Адвент» и описать соотношение субъектной сферы повествователя и субъектной сферы персонажа. Использованы методы лингви- стического анализа текста, контекстуального и концептуального анализа. В результате исследования выделены три субъектных сферы романа: субъектная сфера недиегетического повествователя – субъектная сфера героя (Костя) – субъектная сфера героини (Аня). Все истории разворачиваются в хронотопе героев. Контраст между внешней и внутренней жизнью героев составляет основной композиционный прием, помогающий интерпретировать смысловую структуру романа. Хронотоп ге- роев связан с их внутренним миром и представлен в тексте внутренней речью, которая обращена к прошлому, ассоциативно связанному с настоящим. Сюжетно обращение к этим историям связано с «собиранием смеха из прошлого», содержательно-концептуально – с попыткой определить себя, свое я, самоидентификацией героев, которые потеряли гармоническую связь с окружающим миром и друг с другом, ощущение ценности жизни. Смысловая функция внутренней речи героев – раскрытие про- цесса психологического изменения героев от депрессии, раздражения к обретению спокойствия и ра- дости, причем у Кости это происходит путем размышления, а у Ани – путем чувствования. Формы изображения чужой речи – внутренняя речь, несобственно-прямая речь, прямая речь – имеют в ро- мане смыслообразующую функцию: преодоление депрессии передается выходом во внешнюю речь, в диалог




Просмотров: 66; Скачиваний: 16;