РАЗУМОВСКАЯ Е. А. ОБРАЗ СЕМИРАМИДЫ В ПРОЗЕ ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКИ // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2024. Том 46, № 1, С. 89–94. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=996. DOI: 10.15393/uchz.art.2024.996


Литературы народов мира


ОБРАЗ СЕМИРАМИДЫ В ПРОЗЕ ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКИ

РАЗУМОВСКАЯ
ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Ключевые слова:
ренессансный гуманизм
Возрождение в Италии
Семирамида
Ф. Петрарка
«De viris illustribus»
«Epistolae sine titulo»
«De rebus familiaribus»
публицистика
художественный образ
Аннотация: Целью исследования является анализ образа царицы Семирамиды, его создания и функционирования в прозаическом творчестве Ф. Петрарки на материале исторического сочинения «De viris illustribus» и писем из сборников «Epistolae sine titulo» и «De rebus familiaribus». Начиная с Античности образ Семирамиды весьма значим в мировой литературе и культуре, чем определяется актуальность проведенного исследования. Использование этого образа в произведениях Ф. Петрарки еще не подвергалось анализу в отечественной и зарубежной литературе, что определяет новизну избранной темы. Глава о Семирамиде вошла во вторую часть «De viris illustribus», в число рассказов о деяниях библейских героев и легендарных персонажей. В жизнеописании царицы Петрарка подчеркивает важнейшие ее качества, создавая образ жестокой воительницы, строительницы и блудницы. В своей обширной переписке он чаще всего использует образ Семирамиды как один из символов Вавилона-Авиньона, и царица становится воплощением пороков папской курии. Положительную коннотацию образа Семирамиды-воительницы Петрарка использует лишь в письме императрице Анне по случаю рождения ее дочери, чтобы подчеркнуть многогранность женского пола и его значение в истории человечества. Образ Семирамиды позволяет создавать яркие, эмоционально окрашенные художественно-публицистические образы современности. Кроме того, образы-символы, подобные Семирамиде, являются значимыми единицами интернационального языка новой, гума- нистической культуры, который Петрарка разрабатывает в своем творчестве для общения с единомышленниками.




Просмотров: 247;