НИЛОВА А. Ю. РЕЦЕПЦИЯ «ПОЭТИКИ» АРИСТОТЕЛЯ В РАБОТАХ ЛИЦЕЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ А. С. ПУШКИНА // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2024. Том 46, № 1, С. 76–81. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=994. DOI: 10.15393/uchz.art.2024.994


Русская литература и литературы народов Российской Федерации


РЕЦЕПЦИЯ «ПОЭТИКИ» АРИСТОТЕЛЯ В РАБОТАХ ЛИЦЕЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ А. С. ПУШКИНА

НИЛОВА
АННА ЮРЬЕВНА
Петрозаводский государственный университет
Ключевые слова:
Аристотель
Н. Ф. Кошанский
А. И. Галич
«Поэтика»
становление отечественной теории литературы
трагедия
катарсис
Аннотация: Первая половина XIX века является периодом формирования отечественного ли- тературоведения. Однако работы теоретиков этого периода практически не изучены. Отмеченный пробел особенно значим, когда дело касается педагогов, оказавших влияние на становление литера- туроведческих концепций нескольких поколений филологов. Этим определяется актуальность и но- визна заявленной темы. В статье с использованием сравнительно-сопоставительного метода впервые описана рецепция основных положений «Поэтики» Аристотеля – базового для европейской литера- турной теории труда – в сочинениях лицейских преподавателей Н. Ф. Кошанского и А. И. Галича. Отмечено, что Аристотель являлся безусловным авторитетом для указанных авторов, однако усвое- ние концепции греческого философа проходило в контексте ее интерпретации европейскими эстети- ческими теориями. Так, Кошанский солидаризируется с Аристотелем в том, что искусство доставляет наслаждение, и эта идея поддерживает гедонистическую теорию катарсиса, отразившуюся в его сочинении. Шеллингианец Галич развивает идею немецкого романтизма о судьбе как основной силе, противостоящей герою трагедии, и при этом отстаивает классицистическое правило трех единств, отсутствующее у Аристотеля.




Просмотров: 914;