КОЛОКОЛОВА О. А. РЕЦЕПЦИЯ АНТИЧНОСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА (на материале альманаха «Северные цветы») // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2024. Том 46, № 1, С. 66–75. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=993. DOI: 10.15393/uchz.art.2024.993


Русская литература и литературы народов Российской Федерации


РЕЦЕПЦИЯ АНТИЧНОСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА (на материале альманаха «Северные цветы»)

КОЛОКОЛОВА
ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА
Федеральное государственное бюджетное учреждение на- уки Федеральный исследовательский центр «Карельский научный центр Российской академии наук»
Ключевые слова:
античность
реминисценции
русская литература
альманах
Северные цветы
Аннотация: В первой трети XIX века возросла роль периодической печати в развитии русской литературы. «Северные цветы» был одним из наиболее авторитетных и продолжительных альмана- хов, который издавался А. А. Дельвигом (1825–1831) и А. С. Пушкиным (1832). Авторов и издателей объединяли эстетические взгляды: интерес к гармонической античности, пластическим искусствам, категориям философии и культуры. Исследование рецепции античности на материале всех выпусков альманаха «Северные цветы» как единого комплекса текстов предпринимается впервые. Метод контент-анализа позволяет осветить конкретные случаи рецепции и рецензии античной традиции и на основе статистических данных выявить наиболее частотные реминисценции. В ходе исследо- вания были рассмотрены следующие вопросы: рецепция античности в критической литературе; во- просы теории перевода; публикация переводов из античных авторов; отсылки к античным авторам и случаи прямого цитирования; рецепция античных жанров; образы пластического искусства и ми- фологии. Предпринятый анализ материала показал, что античная тема является не только средством стилизации и усиления эстетической ценности художественных текстов. Рецепция форм классическо- го искусства служит основой для развития идей и духовной составляющей национальной литературы.




Просмотров: 148;