МАТЮШКИНА Е. Н. «ДЕКАБРИСТСКИЙ МИФ» В ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Б. ОКУДЖАВЫ И Б. ГОЛЛЕРА // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2024. Том 46, № 1, С. 40–46. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=989. DOI: 10.15393/uchz.art.2024.989


Русская литература и литературы народов Российской Федерации


«ДЕКАБРИСТСКИЙ МИФ» В ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Б. ОКУДЖАВЫ И Б. ГОЛЛЕРА

МАТЮШКИНА
ЕКАТЕРИНА НИКИТИЧНА
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Ключевые слова:
Б. Окуджава
Б. Голлер
декабристы
декабристский миф
нравственный идеал
Аннотация: Цель исследования заключается в том, чтобы на основе контекстуальных связей ро- мана Булата Окуджавы «Бедный Авросимов» и пьесы Бориса Голлера «Сто братьев Бестужевых» проследить присутствие декабристской проблематики в разножанровых произведениях, рас- смотреть пересечения, наличие глубинных точек соприкосновения авторов-современников. Используются сравнительный, социокультурный, историко-литературный методы, а также целостный анализ художественного произведения. Новизна исследования заключается в том, что «декабрист- ский» сюжет в исторических произведениях Б. Окуджавы и Б. Голлера рассматривается впервые. Писатели создали схожие художественные миры, а их произведения оказались необыкновенно созвучны времени. Если Б. Голлер, следуя документальной основе, выстраивает психологически достоверный портрет исторической личности, то в романе Б. Окуджавы фокус внимания смещается от образа декабриста Павла Пестеля в сторону духовной жизни «дилетанта», ставшего невольным участником трагедии. Упоминание декабристов давало возможность аллюзий, создания исторических параллелей между прошлым и настоящим, порождая совершенно новое ценностное наполнение поня- тия «свобода». Выдвигается гипотеза о том, что взгляд двух авторов на восстание декабристов роднит установка на субъективность, на выражение личностного отношения к воссоздаваемым событиям. Все это составляет стилевую основу их произведений. При этом в центре повествования оказывается не непосредственное изображение исторического факта, а раскрытие нравственного мира героя, его переживаний и потрясений.




Просмотров: 108;