Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Отечественная история |
ЖУКОВСКАЯ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА | Санкт-Петербургский институт истории РАН |
КАЛИНИНА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА | Петрозаводский государственный университет |
Ключевые слова: Санкт-Петербургский учебный округ история образования учителя история Русского Севера |
Аннотация: Историю российской школы невозможно представить без рассмотрения положения
учителя – неотъемлемого элемента школьной системы. С привлечением источников, отражающих ре-
гиональную проекцию образовательных реформ Александра I и Николая I как долговременного
курса, рассматривается важнейшее условие их эффективности, а именно качество подготовки педа-
гогических кадров. На основе законодательных и делопроизводственных документов прослеживается
правовой, образовательный и социальный статус провинциальных учителей в 1800–1840-е годы, их
семейное и материальное положение. Авторы анализируют общественную репутацию учителей,
особенности повседневной жизни и социальной мобильности этой социопрофессиональной группы,
а также социальные истоки формирующейся этики учительской профессии. В основу наблюде-
ний положены фонды Министерства народного просвещения, канцелярии попечителя столичного
учебного округа, С.-Петербургского университета и Педагогического института в Петербурге,
а также малоизученные фонды трех губернских училищных дирекций: Олонецкой, Архангельской
и Вологодской. На региональном материале прослежены результаты школьных реформ первой трети
XIX века, важнейшим из которых было формирование системы училищ и штата профессиональных
педагогов, действующих в губернских и уездных городах. Их многочисленность, общность проис-
хождения и карьерных траекторий, осознание корпоративного единства и, кроме того, сохранение
и поддержание связей с Петербургом свидетельствуют о важной роли С.-Петербургского универси-
тета и Педагогического института в просвещении края, выполняемой ими как в качестве центров
администрирования, так и опосредованно – через своих выпускников как агентов влияния. В начале
1850-х годов численность профессиональных педагогов по трем рассматриваемым губерниям превы-
сила 300 человек, не считая учителей начальных училищ, что сопоставимо с имеющимися данными
по другим учебным округам. Данная локальная общность является представительной для понимания
особенностей правового и социального статуса провинциального учителя в дореформенной России.
Система управления училищами, а также кадровая политика и условия учительской службы в это
время менялись в рамках общероссийской модели просвещения и социального конструирования
сверху, поэтому выводы, полученные на региональном материале, создают понимание этапов и социальных результатов модернизационного проекта власти в целом. |
Просмотров: 378; |