КАЯНИДИ Л. Г. ТРАГЕДИЯ ВЯЧ. ИВАНОВА «ПРОМЕТЕЙ» В СВЕТЕ ИССЛЕДОВАНИЙ КУЛЬТА КАБИРОВ В НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОЛОГИИ XIX ВЕКА // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2023. Том 45, № 7, С. 90–97. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=962. DOI: 10.15393/uchz.art.2023.962


Литературы народов мира


ТРАГЕДИЯ ВЯЧ. ИВАНОВА «ПРОМЕТЕЙ» В СВЕТЕ ИССЛЕДОВАНИЙ КУЛЬТА КАБИРОВ В НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОЛОГИИ XIX ВЕКА

КАЯНИДИ
ЛЕОНИД ГЕННАДЬЕВИЧ
Смоленский государственный университет
Ключевые слова:
Вячеслав Иванов
Фридрих Велькер
Людвиг Преллер
культ Кабиров
Прометей
Пандора
античная мифология
подтекст
символизм
Аннотация: Трагедия Вяч. Иванова «Прометей» не раз становилась предметом историко-ли- тературного и герменевтического анализа, однако исследователи уделяли мало внимания подтек- стуальному полю произведения, ограничиваясь эксплицированными самим Ивановым аллюзиями. Целью работы является установление одного из ритуально-мифологических подтекстов ивановской пьесы, а именно – взаимосвязи образа сынов Прометея, одного из ключевых акторов трагедии, с ми- фологическими Кабирами. Материалом исследования стал текст трагедии, эпистолярий Иванова, его научные работы, а также исследования кабирического культа Фридриха Велькера, Людвига Преллера и авторов из Лексикона Рошера – те источники, знакомство с которыми Иванова докумен- тально подтверждено. Использованы компаративистский, герменевтический, структурно-семантиче- ский методы, метод контекстуального и мотивно-тематического анализа. Результатом проведенного исследования стало обнаружение тесной взаимосвязи между образом сынов Прометея и Кабирами. Их объединяет взаимосвязь с орфическим мистериально-дионисийским сюжетом растерзания Диониса титанами и его возрождения, мотив священного брака, участие в учреждении мистерий и первых ритуальных действий (бега с факелами, героической тризны, похоронного обряда, земле- делия). Сыны Прометея предстают как первые люди. Подобно Кабирам, они образуют мистическую общину, которая носит благочестивый и богоборческий характер. Иванов вписывает свою трагедию в «Прометеиду» Эсхила и использует все три события, которые Велькер считал основным содержанием «Прометея-огненосца»: свадьба Прометея, кража огня, передача его людям. Сценическое про- странство ивановской трагедии напоминает Лемнос – остров, где Прометей крал огонь и передавал его Кабирам.




Просмотров: 217;