Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Третьи Фортунатовские чтения в Карелии |
АЛПАТОВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ | Институт языкознания Российской академии наук |
Ключевые слова: научная школа Потебня Фортунатов Бодуэн де Куртенэ Шахматов Щерба Виноградов фонема |
Аннотация: В статье дано сопоставление основных научных школ, сложившихся в отече-
ственном языкознании во второй половине XIX века: Харьковской (А. А. Потебня), Московской
(Ф. Ф. Фортунатов) и двух школ, созданных И. А. Бодуэном де Куртенэ в Казани и Петербурге. Хотя
каждая из школ изучалась в разнообразных публикациях, систематического сопоставления идей
и методов данных школ, как правило, не производилось. Производится попытка проследить судьбу
каждой из этих школ в ХХ веке. Если Харьковская и Казанская школы постепенно угасли, то в Москве
и в Петербурге – Петрограде – Ленинграде можно отметить преемственность и сохранение традиций.
Школа Фортунатова дольше других сохраняла общие принципы позитивистской науки XIX века,
однако Московскую школу ее противники не случайно называли формальной. В статье показано,
как идущее от Фортунатова стремление строго доказывать свои положения и отказаться от психо-
логизма способствовало наиболее быстрому переходу нового поколения школы к структурализму.
Идеи Бодуэна де Куртенэ были новаторскими и предвосхищали многие идеи науки о языке ХХ века,
однако стремление ученого давать психологическую интерпретацию рассматриваемым явлениям
не было свойственно другим школам. Нередко та или иная школа воспринимала идеи других школ,
переосмысляя их: введенное Бодуэном понятие фонемы было воспринято Московской школой, но по-
нималось не как психологическое, а как смыслоразличительное. И в Москве, и в Петербурге ряд традиций существует до сих пор. Рассмотрение истоков идей отечественной лингвистики является
актуальной задачей, так как дает возможность более строго анализировать историю российской
науки о языке. |
Просмотров: 327; |