АЛПАТОВ В. М. ШКОЛЫ РОССИЙСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2023. Том 45, № 6, С. 94–100. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=945. DOI: 10.15393/uchz.art.2023.945


Третьи Фортунатовские чтения в Карелии


ШКОЛЫ РОССИЙСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

АЛПАТОВ
ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ
Институт языкознания Российской академии наук
Ключевые слова:
научная школа
Потебня
Фортунатов
Бодуэн де Куртенэ
Шахматов
Щерба
Виноградов
фонема
Аннотация: В статье дано сопоставление основных научных школ, сложившихся в отече- ственном языкознании во второй половине XIX века: Харьковской (А. А. Потебня), Московской (Ф. Ф. Фортунатов) и двух школ, созданных И. А. Бодуэном де Куртенэ в Казани и Петербурге. Хотя каждая из школ изучалась в разнообразных публикациях, систематического сопоставления идей и методов данных школ, как правило, не производилось. Производится попытка проследить судьбу каждой из этих школ в ХХ веке. Если Харьковская и Казанская школы постепенно угасли, то в Москве и в Петербурге – Петрограде – Ленинграде можно отметить преемственность и сохранение традиций. Школа Фортунатова дольше других сохраняла общие принципы позитивистской науки XIX века, однако Московскую школу ее противники не случайно называли формальной. В статье показано, как идущее от Фортунатова стремление строго доказывать свои положения и отказаться от психо- логизма способствовало наиболее быстрому переходу нового поколения школы к структурализму. Идеи Бодуэна де Куртенэ были новаторскими и предвосхищали многие идеи науки о языке ХХ века, однако стремление ученого давать психологическую интерпретацию рассматриваемым явлениям не было свойственно другим школам. Нередко та или иная школа воспринимала идеи других школ, переосмысляя их: введенное Бодуэном понятие фонемы было воспринято Московской школой, но по- нималось не как психологическое, а как смыслоразличительное. И в Москве, и в Петербурге ряд традиций существует до сих пор. Рассмотрение истоков идей отечественной лингвистики является актуальной задачей, так как дает возможность более строго анализировать историю российской науки о языке.




Просмотров: 327;