ТИСЛЕНКОВА И. А. АКЦЕНТИРОВАННОСТЬ В СТРУКТУРЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕМОНСТРАТИВНОСТИ // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2023. Том 45, № 6, С. 29–34. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=937. DOI: 10.15393/uchz.art.2023.937


Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика


АКЦЕНТИРОВАННОСТЬ В СТРУКТУРЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕМОНСТРАТИВНОСТИ

ТИСЛЕНКОВА
ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
Волгоградский государственный технический университет
Ключевые слова:
акцентированность речи
коммуникативная демонстративность
эмфаза
перформанс
самопрезентация
Аннотация: Акцентированность играет ведущую роль в организации феномена коммуника- тивной демонстративности, выделяет и транслирует значимую информацию о говорящем. Цель исследования состоит в выявлении и описании свойств и средств актуализации акцентированности. Используются междисциплинарный подход и метод психолингвистического анализа речевой про- дукции коммуникантов. Исследование показывает, что акцентированность, употребляемая для выде- ления значимого посыла, реализуется сочетанием эмфазы и перформанса. Перформанс представляет собой процессуальный акт его автора, происходящий по собственному сценарию с вовлечением адресата и использованием аудиовизуального канала восприятия, усиливающего психологическое воздействие на реципиента. Выявляются языковые средства актуализации перформанса: невербаль- ные иконические знаки, эффектная внешность говорящего, речевые стратегии манипуляции, речевой прием парадокса, гиперболические тропы, антитеза, усилительные частицы, демонстрация положи- тельных и отрицательных чувств просодическими средствами, повторяющееся употребление место- имения я. Описывается свойство эмфатичности фокусировать внимание собеседника на характери- стиках личности говорящего с целью получения ею признания, сочувствия, похвалы или поддержки. Рассматриваются средства выражения эмфатичности: лексический повтор, тропы, эмоциональные наречия, деформированные фразеологизмы, дискурсивные слова (лексические средства), паузация, скандированная речь, высокий тембр голоса (просодические средства). Полученные результаты мо- гут быть использованы в курсе семиотики и психолингвистики.




Просмотров: 401;