КОСТЮЧУК Л. Я. РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ Б. А. ЛАРИНА О РАЗГОВОРНО-ОБИХОДНОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2023. Том 45, № 6, С. 16–22. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=935. DOI: 10.15393/uchz.art.2023.935


Русский язык. Языки народов России


РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ Б. А. ЛАРИНА О РАЗГОВОРНО-ОБИХОДНОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

КОСТЮЧУК
ЛАРИСА ЯКОВЛЕВНА
Псковский государственный университет
Ключевые слова:
Б. А. Ларин
сравнительно-исторический подход
синхрония и диахрония
националь- ный русский язык
разговорно-обиходный язык
письменные памятники средневековья
лексикография
картотека
Аннотация: В середине XX века в отечественной лингвистике активно обсуждались проблемы формирования и развития современного русского языка с объяснением его структуры как нацио- нального. В системе филолого-философского обсуждения этой проблемы Б. А. Ларин предложил актуальную для ее решения, но пока удовлетворительно не обоснованную идею понимания сути и формирования разговорного русского языка в составе национального языка с учетом лексического уровня. Для достижения этой цели, по Б. А. Ларину, необходим детальный анализ языкового раз- новекового материала, который позволит установить период формирования национального языка. Соединение синхронного и диахронного подходов к изучению и осмыслению словарного состава рус- ской разговорной речи находит отражение в известных лексикографических трудах, разработкой которых активно занимался Б. А. Ларин совместно со своими учениками, – «Псковском областном словаре с историческими данными», «Словаре обиходного русского языка Московской Руси XVI– XVII веков». Заслугой Б. А. Ларина также является введение в научный оборот новых источников для изучения разговорной речи русского Средневековья: «Русской грамматики» Г. Лудольфа, словаря-дневника Р. Джемса и др. Развитие идеи разговорно-обиходного языка (исследования, словари), предложенной Б. А. Лариным, подтверждает истинность планов и жизненность ларинской научной школы.




Просмотров: 183;