Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Отечественная история |
ЖУКОВСКАЯ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА | Санкт-Петербургский институт истории Российской академии наук |
Ключевые слова: история Санкт-Петербургского университета университетские коммеморации уни- верситетские связи история повседневности история Петербурга урбанистика |
Аннотация: Исследование представляет и структурирует недостаточно изученные формы взаи-
модействия дореформенного университета как институции и как сообщества с внешним окружением
на примере Санкт-Петербургского университета. Документы ведомственных и университетских
архивов и другие источники отражают административные, социальные, культурные контакты
университетской корпорации с городскими жителями и в то же время коммуникации университета
как учреждения – с властями города и высшей администрацией. Сравнительно-исторические наблю-
дения показывают, что в начале XIX века университет существовал в достаточно замкнутом про-
странстве как в территориальном, так и в социальном отношении, что порождало проблему набора
студентов, способных воспринимать курс наук. С развитием преподавания университет становился
центром притяжения дворянской молодежи, желавшей сделать чиновную карьеру, расширяются
социальные связи и общественное влияние профессоров. Такие формы публичности, как открытые
лекции и диспуты, участие профессоров в работе других образовательных учреждений, членство
в научных обществах и Академии наук, преподавание представителям царской семьи, а также еже-
годные торжественные акты и другие университетские коммеморации, превращали университет
во влиятельного актора на культурной и политической карте имперской столицы. Важное значение
имело участие университета в управлении училищами столичного учебного округа, их инспектиро-
вание, аккумуляция училищной отчетности, распределение на учительские вакансии выпускников,
которые превращались в агентов университета в губернских центрах. В системе бюрократического
управления университет приобретал роль эксперта благодаря системе лицензирования знаний чинов-
ников, желавших получить чин VIII класса. Столичный университет вел в данном направлении бо-
лее масштабную деятельность, чем другие университеты, что отражается в количестве выданных им
аттестатов и проведенных испытаний. Участие профессоров в работе ведомственных комиссий, под-
разделений Министерства народного просвещения, цензурование книг и журналов, издание учебных
пособий, в том числе для средней школы, также способствовали упрочению репутации университета. |
Просмотров: 472; |