ЖУКОВСКАЯ Т. Н. СТОЛИЧНЫЙ ГОРОД И УНИВЕРСИТЕТ: ФОРМЫ ПУБЛИЧНОСТИ И СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2022. Том 44, № 8, С. 50–56. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=834. DOI: 10.15393/uchz.art.2022.834


Отечественная история


СТОЛИЧНЫЙ ГОРОД И УНИВЕРСИТЕТ: ФОРМЫ ПУБЛИЧНОСТИ И СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

ЖУКОВСКАЯ
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
Санкт-Петербургский институт истории Российской академии наук
Ключевые слова:
история Санкт-Петербургского университета
университетские коммеморации
уни- верситетские связи
история повседневности
история Петербурга
урбанистика
Аннотация: Исследование представляет и структурирует недостаточно изученные формы взаи- модействия дореформенного университета как институции и как сообщества с внешним окружением на примере Санкт-Петербургского университета. Документы ведомственных и университетских архивов и другие источники отражают административные, социальные, культурные контакты университетской корпорации с городскими жителями и в то же время коммуникации университета как учреждения – с властями города и высшей администрацией. Сравнительно-исторические наблю- дения показывают, что в начале XIX века университет существовал в достаточно замкнутом про- странстве как в территориальном, так и в социальном отношении, что порождало проблему набора студентов, способных воспринимать курс наук. С развитием преподавания университет становился центром притяжения дворянской молодежи, желавшей сделать чиновную карьеру, расширяются социальные связи и общественное влияние профессоров. Такие формы публичности, как открытые лекции и диспуты, участие профессоров в работе других образовательных учреждений, членство в научных обществах и Академии наук, преподавание представителям царской семьи, а также еже- годные торжественные акты и другие университетские коммеморации, превращали университет во влиятельного актора на культурной и политической карте имперской столицы. Важное значение имело участие университета в управлении училищами столичного учебного округа, их инспектиро- вание, аккумуляция училищной отчетности, распределение на учительские вакансии выпускников, которые превращались в агентов университета в губернских центрах. В системе бюрократического управления университет приобретал роль эксперта благодаря системе лицензирования знаний чинов- ников, желавших получить чин VIII класса. Столичный университет вел в данном направлении бо- лее масштабную деятельность, чем другие университеты, что отражается в количестве выданных им аттестатов и проведенных испытаний. Участие профессоров в работе ведомственных комиссий, под- разделений Министерства народного просвещения, цензурование книг и журналов, издание учебных пособий, в том числе для средней школы, также способствовали упрочению репутации университета.




Просмотров: 472;