ПРИХОДЬКО С. А. КОНЦЕПТ СМЕХ В ПОЛЕМИЧЕСКОЙ КНИГЕ В. И. ЛЕНИНА «МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ» // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2022. Том 44, № 7, С. 34–40. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=814. DOI: 10.15393/uchz.art.2022.814


Языкознание


КОНЦЕПТ СМЕХ В ПОЛЕМИЧЕСКОЙ КНИГЕ В. И. ЛЕНИНА «МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ»

ПРИХОДЬКО
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Новозыбковский краеведческий музей
Ключевые слова:
концепт смех
полемическая книга «Материализм и эмпириокритицизм»
русская национальная концептосфера
самопрезентация
самопрезентант
макроконцепт
микроконцепт
концепты В. И. Ленина
Аннотация: В последнее время наблюдается усиление интереса научного сообщества к ленин- скому литературному наследию. Этому, возможно, способствовали следующие события: 2017 год был ознаменован 100-летием Октябрьской революции, в 2020 году отмечалось 150-летие со дня рождения В. И. Ленина, в 2022 году – 100-летие образования СССР. Новое прочтение работ В. И. Ленина преду- сматривает их анализ не как философских произведений, а как полемических текстов. Материалом исследования послужил текст книги В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Целью ста- тьи является анализ концепта смех как полемического средства В. И. Ленина. Задачи исследования: выявить микроконцептуальный набор макроконцепта смех; определить функции концепта смех; раскрыть сопутствующие лексико-грамматические полемические инструменты В. И. Ленина; уточ- нить специфику речевого воздействия ленинского полемического текста. В ходе работы использова- лись методы количественного, литературного и текстологического анализа, интерпретации и сравни- тельного анализа. Научная новизна исследования состоит в том, что ленинский текст анализируется через призму лингвоконцептуального подхода. В статье представлена палитра полемических приемов В. И. Ленина, определяется контекстуальное значение каждого из них. Высмеивание, выступающее в качестве риторического инструмента, автор определяет как метод речевого суггестивного воздей- ствия на читательскую аудиторию, который является частью стратегии самопрезентации.




Просмотров: 28;