Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Языкознание |
ПРОКОПОВА МАЙЯ ВЛАДИМИРОВНА | Тюменский государственный университет |
ЕРМАКОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА | Тюменский государственный университет |
Ключевые слова: фразеологизм фразообразование гипербола литота смысловая метаморфоза образность фразеологизма |
Аннотация: Представлен анализ фразеологических единиц русского языка, построенных по мо-
дели, соотносительной с гиперболой и литотой. Цель исследования – рассмотреть тропы как спо-
соб фразообразования в современном русском языке, проанализировать смысловую метаморфозу
в сфере гиперболизирующих единиц, описать семантические свойства антонимически связанных
фразеологизмов. Отбор материала осуществлялся методом сплошной выборки из фразеологиче-
ских словарей; произведенный языковой анализ позволяет утверждать, что корпус фразеологизмов,
намеренно преувеличивающих или преуменьшающих действительность, достаточно обширен,
весьма разнообразен и структурно, и семантически. Исследование столь ярких языковых и речевых
единиц велось с использованием системно-структурного и сравнительно-сопоставительного мето-
дов, в отдельных случаях использовались методы и приемы лингвокультурологического анализа.
Комплекс использованных методов и приемов позволил представить многосторонность и сложность
изучаемого материала и сделать ряд выводов. Результаты исследования показывают, что компонен-
тами фразеологизмов становятся лексемы – эквиваленты предельно большого или предельно малого
предмета, действия, явления и т. п. Фразеологические единицы, образность которых основана на ги-
перболе и литоте, позволяют обозначить определенные ориентиры в мировидении носителей языка,
стереотипы их мышления и восприятия: что именно они считают большим и малым, значительным
и ничтожным. Использование гиперболизирующих единиц обусловлено коммуникативно-прагма-
тическими задачами говорящего или пишущего: фразеологизмы, соотносительные по семантике
с гиперболой или литотой, позволяют не только придать высказыванию особую эмоциональность,
экспрессию, но и дать оценку. |
Просмотров: 490; |