ПЕТРОВА З. Ю., СЕВЕРСКАЯ О. И., ФАТЕЕВА Н. А. ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА «ОТСУТСТВИЕ РЕЧИ» В РУССКОЙ ПОЭЗИИ: КОНСТРУКЦИИ ПЕРСОНИФИКАЦИИ // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2022. Том 44, № 7, С. 8–18. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=811. DOI: 10.15393/uchz.art.2022.811


Языкознание


ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА «ОТСУТСТВИЕ РЕЧИ» В РУССКОЙ ПОЭЗИИ: КОНСТРУКЦИИ ПЕРСОНИФИКАЦИИ

ПЕТРОВА
ЗОЯ ЮРЬЕВНА
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН
СЕВЕРСКАЯ
ОЛЬГА ИГОРЕВНА
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН
ФАТЕЕВА
НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН
Ключевые слова:
персонификация
поэтический язык
метафора
компаративный троп
лексико-семантическая группа
молчание
Аннотация: Статья посвящена проблеме описания системы метафор и сравнений русской ли- тературы и ее эволюции. Рассматривается один из фрагментов этой системы – множество компара- тивных тропов русского поэтического языка XIX–XXI веков, образы сравнения которых относятся к лексико-семантической группе со значением отрицания говорения, входящей, в свою очередь, в семантическое поле «Язык, речь». Подобное исследование проводится впервые. Цель работы – представить целостное и многоаспектное описание фрагмента системы метафор и сравнений русской литературы, исследовать его эволюцию на протяжении около двух с половиной веков. Задачи – опи- сание множества образов сравнения – элементов лексико-семантической группы «Отсутствие речи», выявление семантических классов предметов сравнения – описание эволюции этих классов, а так- же эволюции анализируемой ЛСГ образов сравнения в русском поэтическом языке XIX–XXI ве- ков, анализ особенностей реализации образов сравнения указанной ЛСГ в поэтических текстах. При анализе языкового материала использовались корпусный метод, метод семантического поля, структурно-функциональный метод. В результате исследования был определен состав лексико-се- мантической группы «Отсутствие речи», проведен корпусный анализ ее элементов, выступающих в качестве персонификаторов в поэтических текстах. Выделены семантические классы предме- тов сравнения, характеризуемых рассматриваемыми персонификаторами – «Окружающий мир» («Природа» и «Предметы, созданные человеком»), «Время» и «Внутренний мир человека; социаль- но-философский план; жизнь, смерть, судьба человека; языковые явления». Определен ранний срез исследуемого фрагмента метафорической системы – традиционные образы и предметы сравнения соответствующих компаративных тропов. Сделаны выводы об эволюции этого фрагмента на про- тяжении более двух веков развития русского поэтического языка, а именно об обновлении классов как предметов сравнения, так и образов сравнения. Особое внимание уделено эволюции образов сравнения ЛСГ «Отсутствие речи» – выявлено ее расширение за счет отношений словообразова- тельной деривации, синонимии. Показана роль стилистически отмеченных слов и фразеологически связанных сочетаний в обновлении традиционного семантического инварианта рассматриваемого класса компаративных тропов. Результаты исследования представляют фрагмент метафорической системы русского поэтического языка XIX–XXI веков в ее развитии.




Просмотров: 41;