ЖУКОВСКАЯ Т. Н. НАУЧНЫЕ АМБИЦИИ VS ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ: ОСОБЕННОСТИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ КАРЬЕРЫ А. Е. ПРЕСНЯКОВА // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2022. Том 44, № 6, С. 42–50. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=806. DOI: 10.15393/uchz.art.2022.806


Современные тенденции историографических исследований


НАУЧНЫЕ АМБИЦИИ VS ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ: ОСОБЕННОСТИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ КАРЬЕРЫ А. Е. ПРЕСНЯКОВА

ЖУКОВСКАЯ
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
Санкт-Петербургский институт истории Российской академии наук
Ключевые слова:
Александр Евгеньевич Пресняков
петербургская историческая школа
история Санкт- Петербургского университета
коммуникации
научная повседневность
этические нормы российских историков
Аннотация: Оценивая творческий путь ученого, важно обратить внимание на пересечение внешних факторов и внутренних мотиваций, определявших его общественно-политическую пози- цию, непосредственные и отдаленные результаты деятельности, наличие учеников и последовате- лей, на его образ, сохранившийся в коллективной памяти научного сообщества. Все это формирует вневременную научную репутацию деятеля науки. На примере историка А. Е. Преснякова автор по- казывает, из чего эта репутация складывалась: из качеств личности, прежде всего интеллектуальных дарований, работоспособности, круга специальных интересов, формирующих научные горизонты и глубину научной эрудиции, общефилософских и политических воззрений. Внушительные послуж- ной и библиографический списки ученого недостаточны для представления его научного портрета и, в конечном счете, адекватной историко-научной характеристики. Историческую науку как поле профессиональной реализации и область приложения духовных сил невозможно представить без ак- сиологической составляющей. Автор отмечает в случае А. Е. Преснякова, что направленность и зигза- ги академической траектории определялись не столько внешними обстоятельствами, которые историк преодолевал и которыми управлял, сколько его профессиональной и личной этикой. Определяющим фактором как «жизнестроительства», так и академической стратегии Преснякова, как представляется, стали рано сформулированные конкретные и твердые этические принципы и жизненные приоритеты. Следуя за его характеристиками и оценками, данными в письмах к самым близким людям, матери и жене, автор представляет в основных чертах особенности его научного поведения, объясняет те или иные жизненные решения и повороты академической карьеры. В этих эго-документах отражены поиски гармонического равновесия научного и жизненного мира Преснякова как интеллектуала и публичного человека, который избрал историческую науку в качестве основного, но не единственного поля приложения своих творческих сил.




Просмотров: 351;