Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Современные тенденции историографических исследований |
АНТОЩЕНКО АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ | Петрозаводский государственный университет |
БЫЧКОВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ | Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского |
Ключевые слова: Санкт-Петербургская духовная академия образовательные практики историография русской церковной истории А. В. Карташев С. Г. Рункевич |
Аннотация: Целью статьи является определение значения учебы и начала преподавания в Санкт-
Петербургской духовной академии для становления известного церковного историка А. В. Карташева.
Используя методы, разработанные исследователями интеллектуальных биографий, и опираясь
на вновь вводимые в исследовательский оборот архивные и опубликованные источники, авторы ре-
шают задачи реконструкции и оценки образовательных практик в Санкт-Петербургской духовной
академии. Важнейшими аспектами раннего этапа биографии А. В. Карташева стали протекавшие
в стенах академии процессы формирования его душевного, интеллектуального и научного облика,
проявления и закрепления черт этого облика в первых работах по церковной историографии, пре-
подавательской и исследовательской деятельности. В статье всесторонне представлены все виды
этой деятельности А. В. Карташева, показана высокая оценка ее результатов старшими коллегами,
уделено внимание его участию в религиозно-просветительской деятельности. Новизна подхода
к исследуемым документам заключается в том, что интеллектуальная биография начинающего
историка реконструируется с применением принципов коммуникативного анализа. Центральным
субъектом коммуникации выступает А. В. Карташев. Процесс его коммуникации с другими людь-
ми рассматривается не просто как проявление / выражение, но как формирование / трансформация
его личности во взаимодействии с окружающими. Актуальность исследования определяется его
дискуссионным характером. Авторы по-новому оценивают «скандал» при защите докторской диссер-
тации С. Г. Рункевича, якобы устроенный А. В. Карташевым, характеризуют восприятие его манеры
преподавания студентами и детально анализируют первую публикацию начинающего историка.
В результате опровергается наметившееся в последнее время стремление некоторых исследователей
принизить значение его деятельности в стенах академии. |
Просмотров: 547; |