АНТОЩЕНКО А. В., БЫЧКОВ С. П. АНТОН КАРТАШЕВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2022. Том 44, № 6, С. 24–32. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=804. DOI: 10.15393/uchz.art.2022.804


Современные тенденции историографических исследований


АНТОН КАРТАШЕВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

АНТОЩЕНКО
АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ
Петрозаводский государственный университет
БЫЧКОВ
СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Ключевые слова:
Санкт-Петербургская духовная академия
образовательные практики
историография русской церковной истории
А. В. Карташев
С. Г. Рункевич
Аннотация: Целью статьи является определение значения учебы и начала преподавания в Санкт- Петербургской духовной академии для становления известного церковного историка А. В. Карташева. Используя методы, разработанные исследователями интеллектуальных биографий, и опираясь на вновь вводимые в исследовательский оборот архивные и опубликованные источники, авторы ре- шают задачи реконструкции и оценки образовательных практик в Санкт-Петербургской духовной академии. Важнейшими аспектами раннего этапа биографии А. В. Карташева стали протекавшие в стенах академии процессы формирования его душевного, интеллектуального и научного облика, проявления и закрепления черт этого облика в первых работах по церковной историографии, пре- подавательской и исследовательской деятельности. В статье всесторонне представлены все виды этой деятельности А. В. Карташева, показана высокая оценка ее результатов старшими коллегами, уделено внимание его участию в религиозно-просветительской деятельности. Новизна подхода к исследуемым документам заключается в том, что интеллектуальная биография начинающего историка реконструируется с применением принципов коммуникативного анализа. Центральным субъектом коммуникации выступает А. В. Карташев. Процесс его коммуникации с другими людь- ми рассматривается не просто как проявление / выражение, но как формирование / трансформация его личности во взаимодействии с окружающими. Актуальность исследования определяется его дискуссионным характером. Авторы по-новому оценивают «скандал» при защите докторской диссер- тации С. Г. Рункевича, якобы устроенный А. В. Карташевым, характеризуют восприятие его манеры преподавания студентами и детально анализируют первую публикацию начинающего историка. В результате опровергается наметившееся в последнее время стремление некоторых исследователей принизить значение его деятельности в стенах академии.




Просмотров: 330;