МАТЮШКИНА Е. Н. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАНТАЗИИ» ПОЭТА: РОМАН Б. ОКУДЖАВЫ «СВИДАНИЕ С БОНАПАРТОМ» // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2018. № 1 (170). URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=8. DOI: 10.15393/uchz.art.2018.8


Литературоведение


ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАНТАЗИИ» ПОЭТА: РОМАН Б. ОКУДЖАВЫ «СВИДАНИЕ С БОНАПАРТОМ»

МАТЮШКИНА
Е. Н.
Санкт- Петербургский государственный экономический университет
Ключевые слова:
Окуджава
исторический роман
«проза поэта»
лиризм
лирический субъект
Аннотация: Рассматривается произведение Б. Окуджавы «Свидание с Бонапартом» как пример исторической «прозы поэта», которая характеризуется наличием в романном тексте метризованных, рифмован- ных фрагментов, то есть внедрением стихового начала, а также яркой субъективностью и эмоцио- нальностью повествования. Историческую «прозу поэта» Б. Окуджавы отличает лирическая стили- зация, которая определяется не только присутствием мотивов стихотворений и песен самого автора, внутритекстуальных включений, но и наличием лирического субъекта – носителя основных миро- воззренческих концепций. Дневники героев-рассказчиков являются внутренним монологом, испо- ведью, где представлены ключевые темы творчества писателя. Для Б. Окуджавы важен не сам исто- рический факт, а то, как он отражается в сознании отдельного человека. Прошлое в романе неизменно проецируется на современную писателю реальность, то есть возникает созвучие удален- ных эпох. Форма дневника дает возможность обратиться к теме «глотка свободы», к раскрытию ко- торой в своем последнем историческом романе «Свидание с Бонапартом» писатель подходит иначе, чем ранее. Автором статьи выдвигается предположение, что в контексте анализа данного произведения уместнее говорить о цене свободы в судьбе случайного свидетеля поворотных событий в истории России.




Просмотров: 410;