Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Литературоведение |
МАТЮШКИНА Е. Н. | Санкт- Петербургский государственный экономический университет |
Ключевые слова: Окуджава исторический роман «проза поэта» лиризм лирический субъект |
Аннотация: Рассматривается произведение Б. Окуджавы «Свидание с Бонапартом» как пример исторической
«прозы поэта», которая характеризуется наличием в романном тексте метризованных, рифмован-
ных фрагментов, то есть внедрением стихового начала, а также яркой субъективностью и эмоцио-
нальностью повествования. Историческую «прозу поэта» Б. Окуджавы отличает лирическая стили-
зация, которая определяется не только присутствием мотивов стихотворений и песен самого автора,
внутритекстуальных включений, но и наличием лирического субъекта – носителя основных миро-
воззренческих концепций. Дневники героев-рассказчиков являются внутренним монологом, испо-
ведью, где представлены ключевые темы творчества писателя. Для Б. Окуджавы важен не сам исто-
рический факт, а то, как он отражается в сознании отдельного человека. Прошлое в романе
неизменно проецируется на современную писателю реальность, то есть возникает созвучие удален-
ных эпох. Форма дневника дает возможность обратиться к теме «глотка свободы», к раскрытию ко-
торой в своем последнем историческом романе «Свидание с Бонапартом» писатель подходит иначе,
чем ранее. Автором статьи выдвигается предположение, что в контексте анализа данного произведения уместнее говорить о цене свободы в судьбе случайного свидетеля поворотных событий
в истории России. |
Просмотров: 410; |