Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Археология |
БЛЫШКО ДМИТРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ | Хьюстонский университет, ООО «Аристо Северо-Запад» |
ЖУЛЬНИКОВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ | Петрозаводский государственный университет |
Ключевые слова: неолит энеолит стоянка коммуникация транспорт ландшафт |
Аннотация: За последние десятилетия на территории Карелии были выявлены многочисленные
памятники каменного века, свидетельствующие о многообразии видов активности древних людей
вне поселений. Актуальной задачей на данный момент является интерпретация подобных археоло-
гических объектов в контексте взаимодействия первобытного населения региона с тем или иным
ландшафтом. Наша статья является первой попыткой фиксации материальных следов транспорт-
ной сети неолита – энеолита Карелии, что определяет высокую степень новизны исследования.
Рассматриваемые нами данные, полученные методом археологической разведки, публикуются
впервые. Цель исследования – диверсификация типологии памятников неолита – энеолита Карелии
по функциональному признаку, задача – выявить археологические следы транспортной активно-
сти древнего населения края. Ряд обнаруженных на территории Карелии неолитических – энеоли-
тических памятников рассматриваются как остановочные пункты древних людей, перемещавшихся
по речной транспортной сети. В качестве таковых интерпретированы объекты, входящие в границы
стоянок Кумса VIII, X, XII, расположенных на реке Кумса в Медвежьегорском районе Республики
Карелия. Данные стоянки концентрируются на озеровидном расширении русла реки, перед началом
сложных для прохождения порогов. Микротопография стоянок делает их непригодными для длитель-
ного проживания, а состав обнаруженных находок свидетельствует о выполнении здесь функций бо-
лее разнообразных, чем на пунктах исключительно промысловой активности. Определение подобных
стоянок как остановочных пунктов согласуется с современными представлениями об интенсивности
внутри- и межрегиональной коммуникации в неолите – эпоху раннего металла, которая могла осуществляться на территории региона только при наличии развитой инфраструктуры транспортной
сети (водных коммуникаций). |
Просмотров: 564; |