БЛЫШКО Д. В., ЖУЛЬНИКОВ А. М. ОСТАНОВОЧНЫЕ ПУНКТЫ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ В НЕОЛИТЕ – ЭНЕОЛИТЕ КАРЕЛИИ // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2022. Том 44, № 6, С. 16–23. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=797. DOI: 10.15393/uchz.art.2022.797


Археология


ОСТАНОВОЧНЫЕ ПУНКТЫ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ В НЕОЛИТЕ – ЭНЕОЛИТЕ КАРЕЛИИ

БЛЫШКО
ДМИТРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ
Хьюстонский университет, ООО «Аристо Северо-Запад»
ЖУЛЬНИКОВ
АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ
Петрозаводский государственный университет
Ключевые слова:
неолит
энеолит
стоянка
коммуникация
транспорт
ландшафт
Аннотация: За последние десятилетия на территории Карелии были выявлены многочисленные памятники каменного века, свидетельствующие о многообразии видов активности древних людей вне поселений. Актуальной задачей на данный момент является интерпретация подобных археоло- гических объектов в контексте взаимодействия первобытного населения региона с тем или иным ландшафтом. Наша статья является первой попыткой фиксации материальных следов транспорт- ной сети неолита – энеолита Карелии, что определяет высокую степень новизны исследования. Рассматриваемые нами данные, полученные методом археологической разведки, публикуются впервые. Цель исследования – диверсификация типологии памятников неолита – энеолита Карелии по функциональному признаку, задача – выявить археологические следы транспортной активно- сти древнего населения края. Ряд обнаруженных на территории Карелии неолитических – энеоли- тических памятников рассматриваются как остановочные пункты древних людей, перемещавшихся по речной транспортной сети. В качестве таковых интерпретированы объекты, входящие в границы стоянок Кумса VIII, X, XII, расположенных на реке Кумса в Медвежьегорском районе Республики Карелия. Данные стоянки концентрируются на озеровидном расширении русла реки, перед началом сложных для прохождения порогов. Микротопография стоянок делает их непригодными для длитель- ного проживания, а состав обнаруженных находок свидетельствует о выполнении здесь функций бо- лее разнообразных, чем на пунктах исключительно промысловой активности. Определение подобных стоянок как остановочных пунктов согласуется с современными представлениями об интенсивности внутри- и межрегиональной коммуникации в неолите – эпоху раннего металла, которая могла осуществляться на территории региона только при наличии развитой инфраструктуры транспортной сети (водных коммуникаций).




Просмотров: 340;