Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
К 60-летию А. В. Пигина |
РЫЖОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА | Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина |
Ключевые слова: мотив жанровая интеракция агиографические памятники сказания о явленных ико- нах сказания о явленных святых жития праведников Русский Север почитание святынь традиционная народная культура «безымянные святые» |
Аннотация: На севернорусском материале сказаний о явленных чудотворных иконах и агиографических памятниках о явленных святых («жития праведников») XVI–XIX веков рассматривается проблема жанровой интеракции данных произведений. Делается вывод о диффузии этих жанровых
форм, о чем свидетельствует широкий круг сходных мотивов. К основным мотивам относятся явле-
ние чудотворной святыни – иконы или мощей, связанное с символами воды и земли, обладающими
как библейской, так и фольклорно-мифологической семантикой, чудесные знамения при обретении
святыни, мотив храмоздательства и видения, в которых святыня сама способствует становлению
и развитию своего почитания. Жанровая интеракция произведений основана на типологическом сход-
стве в русском религиозном сознании восприятия икон и мощей как явленных святынь. Тем не менее
в церковной традиции почитание новоявленных святынь имело существенные отличия, что от-
ражается и в отдельных мотивах произведений. В сказаниях о явленных иконах иконописный тип
обретенной святыни, как правило, опознается и чудотворения от иконы не подвергаются сомнению.
В житиях праведников, напротив, атрибуция явленных мощей определенному лицу либо невозможна
(«безымянные святые»), что противоречит христианской поминальной практике и агиографической норме, либо не укладывается в рамки церковного канона. Почитание явленных мощей во многих случаях происходило в рамках народной религиозности и традиционной народной культуры. |
Просмотров: 519; Скачиваний: 4; |