РЫЖОВА Е. А. К ПРОБЛЕМЕ ЖАНРОВОЙ ИНТЕРАКЦИИ: СЕВЕРНОРУССКИЕ АГИОГРАФИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ О ЯВЛЕННЫХ ИКОНАХ И СВЯТЫХ // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2022. Том 44, № 5, С. 85–96. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=791. DOI: 10.15393/uchz.art.2022.791


К 60-летию А. В. Пигина


К ПРОБЛЕМЕ ЖАНРОВОЙ ИНТЕРАКЦИИ: СЕВЕРНОРУССКИЕ АГИОГРАФИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ О ЯВЛЕННЫХ ИКОНАХ И СВЯТЫХ

РЫЖОВА
ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина
Ключевые слова:
мотив
жанровая интеракция
агиографические памятники
сказания о явленных ико- нах
сказания о явленных святых
жития праведников
Русский Север
почитание святынь
традиционная народная культура
«безымянные святые»
Аннотация: На севернорусском материале сказаний о явленных чудотворных иконах и агиографических памятниках о явленных святых («жития праведников») XVI–XIX веков рассматривается проблема жанровой интеракции данных произведений. Делается вывод о диффузии этих жанровых форм, о чем свидетельствует широкий круг сходных мотивов. К основным мотивам относятся явле- ние чудотворной святыни – иконы или мощей, связанное с символами воды и земли, обладающими как библейской, так и фольклорно-мифологической семантикой, чудесные знамения при обретении святыни, мотив храмоздательства и видения, в которых святыня сама способствует становлению и развитию своего почитания. Жанровая интеракция произведений основана на типологическом сход- стве в русском религиозном сознании восприятия икон и мощей как явленных святынь. Тем не менее в церковной традиции почитание новоявленных святынь имело существенные отличия, что от- ражается и в отдельных мотивах произведений. В сказаниях о явленных иконах иконописный тип обретенной святыни, как правило, опознается и чудотворения от иконы не подвергаются сомнению. В житиях праведников, напротив, атрибуция явленных мощей определенному лицу либо невозможна («безымянные святые»), что противоречит христианской поминальной практике и агиографической норме, либо не укладывается в рамки церковного канона. Почитание явленных мощей во многих случаях происходило в рамках народной религиозности и традиционной народной культуры.




Просмотров: 69;