Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Научный семинар "К 100-летию И. П. Лупановой" |
ФИЛИМОНЧИК СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА | Петрозаводский государственный университет |
Ключевые слова: коммуникация филологический факультет Ленинградского университета истори- ко-филологический факультет Петрозаводского университета кафедра литературы защита диссертации М. К. Азадовский В. Я. Пропп Е. М. Неёлов |
Аннотация: Университет развивается в потоке социальных взаимодействий, и его успех тес-
но связан с коммуникативной культурой корпорации. Филолог И. П. Лупанова (1921–2003), один
из наиболее авторитетных профессоров Петрозаводского государственного университета в 1950–
1970-е годы, охарактеризовала различные коммуникативные практики в университетском коллек-
тиве в автобиографической книге, написанной в последние годы жизни. В текст книги она включи-
ла воспоминания, дневник, выдержки из писем, что способствовало раскрытию индивидуального
видения автора, смене ракурсов рассмотрения проблем. Анализ материалов книги Лупановой, ос-
вещающих университетские коммуникации, представлен в данной статье. При изучении источника
применялись историко-критический, конкретно-проблемный методы, герменевтический подход.
В книге Лупановой подчеркнута решающая роль в университете взаимодействия учителя и учени-
ка. Известные ученые М. К. Азадовский и В. Я. Пропп, под руководством которых она обучалась
в Ленинградском университете, предстают прежде всего как талантливые педагоги. Мемуарист вы-
соко оценивает их суровую требовательность и отеческую заботу в отношении к студентам, в умении
сочетать эти качества видит основу педагогического искусства. Работая в Петрозаводском универ-
ситете, она стремилась следовать педагогическим принципам своих учителей. В воспоминаниях по-
казано, что кампания «борьбы с космополитизмом» тяжело сказалась не только на судьбах гонимых,
но и на жизни их учеников, терзавшихся от бессилия и вины. Осмысление случившегося постепен-
но формировало у автора книги неприятие репрессивных методов, внутреннюю независимость.
Лупанова очертила возможности коллегиальных органов университета по обеспечению поддержки
и профессионального роста преподавателей в 1950–1970-е годы. Автор показала, что и в брежневское
время кадровая политика в вузе оставалась под жестким контролем правящей партии, через админи-
страцию и партийные организации факультетов пресекались инакомыслие, нежелательные контакты,
отслеживался социально-демографический состав сотрудников. |
Просмотров: 560; Скачиваний: 4; |