ШИЛОВА Н. Л. МЕДИАОБРАЗ ОСТРОВА КИЖИ В СОВЕТСКИХ ЖУРНАЛАХ 1950–1960-х ГОДОВ: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2022. Том 44, № 5, С. 26–32. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=782. DOI: 10.15393/uchz.art.2022.782


Литературоведение


МЕДИАОБРАЗ ОСТРОВА КИЖИ В СОВЕТСКИХ ЖУРНАЛАХ 1950–1960-х ГОДОВ: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА

ШИЛОВА
НАТАЛЬЯ ЛЕОНИДОВНА
Петрозаводский государственный университет
Ключевые слова:
Кижи
имагология
имидж
литературный образ
медиаобраз
оттепель
регионалистика
СМИ
Аннотация: Статья продолжает исследование репрезентации острова Кижи в русской культуре, в настоящем случае – на материале журнальных публикаций 1950–1960-х годов. Актуальность иссле- дования определяется статусом острова как значимого культурного локуса России, известного далеко за пределами страны. Рассмотрены цели и перспективы исследования с точек зрения имагологии и регионалистики, сделаны предварительные замечания о хронологии формирования медиаобраза, доступных для исследования источниках, описаны их типология и жанровый диапазон. На материале нескольких публикаций центральных и региональных журналов разной тематики («Архитектура СССР», «Звезда», «Знание – сила», «Молодая гвардия», «На рубеже», «Наука и жизнь», «Смена») рассмотрены проблематика и топика статей и очерков об острове периода создания на нем музея. Материал публикаций позволяет сопоставить медиаобраз острова с развивавшейся одновременно литературной репрезентацией, определить их сходство и различия с точки зрения времени фор- мирования, содержания и т. д. Если в литературно-художественном дискурсе об острове Кижи до- минирует философско-эстетическая проблематика, этические и экзистенциальные вопросы, харак- терные вообще для русской литературы, то медийный образ в значительной степени определяется инфоповодами, из которых главные – создание историко-этнографического музея и формирование нового туристического маршрута. Проведенный анализ выявил противоборство двух тенденций в журнальных текстах: с одной стороны, к стереотипизации повествования об острове, происхо- дившей в процессе формирования имиджа места, с другой – к преодолению стереотипов, к поискам авторами нетривиальных решений в организации содержания текста.




Просмотров: 128;