АЛТЫНБАЕВА Г. М. «НОБЕЛЕВСКАЯ ЛЕКЦИЯ» А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА КАК ЭСТЕТИЧЕСКОЕ КРЕДО ПИСАТЕЛЯ // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2022. Том 44, № 5, С. 20–25. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=781. DOI: 10.15393/uchz.art.2022.781


Литературоведение


«НОБЕЛЕВСКАЯ ЛЕКЦИЯ» А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА КАК ЭСТЕТИЧЕСКОЕ КРЕДО ПИСАТЕЛЯ

АЛТЫНБАЕВА
ГУЛЬНАРА МОНЕРОВНА
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Ключевые слова:
А. И. Солженицын
«Нобелевская лекция»
«Дневник Р-17»
этика и эстетика писателя
метапоэтика
Аннотация: Цель статьи – показать, что «Нобелевская лекция» (1972) А. И. Солженицына является эстетическим ключом к его творчеству. Новизна статьи заключается в том, что впервые «Нобелевская лекция» рассматривается как центральное звено метатекста писателя. В работе про- водится сопоставительный анализ «нобелевских» высказываний Солженицына, фрагментов его публицистических выступлений, дневника и художественных текстов, написанных до и после присуждения Нобелевской премии. Автор статьи, изучая эстетику Солженицына, показывает, как собственное «теоретическое» понимание стоящих перед литературой задач писатель применяет при оценке творчества других художников. Всемирность и субъективность солженицынских кри- териев нераздельны: художественный опыт писателя до и после «Нобелевской лекции» един в по- следовательном осуществлении заявленного кредо, многообразен, глубок, прогностичен эстетически и исторически. Материалом работы послужила публицистика, художественные тексты и дневник Солженицына. Проведенное исследование важно для понимания художественных принципов Солженицына, его метапоэтики и может помочь при изучении его феномена студентами, исследователями, рядовыми читателями.




Просмотров: 81;