Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
VI Международная научная конференция памяти профессора Т. Г. Мальчуковой «Россия и Греция: диалоги культур» |
ПРИХОДЬКО ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА | Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова |
Ключевые слова: скальное святилище алфавитный оракул Ликия Писидия Кибиратида вещий дух места Адады Анбарджык Эноанды Олимп |
Аннотация: Большинство скальных святилищ, основанных на землях Ликии, Кибиратиды
и Писидии в I–III веках, были вотивного типа. Но в то же время жители Адад и Кибиры основали два
святилища с вырезанными на скале алфавитными оракулами, а жители Эноанд и Олимпа разместили
надписи с алфавитным оракулом на фасадах трех гробниц. Каждое из этих святилищ изучалось толь-
ко отдельно, их сопоставление никогда не проводилось, и в этом заключаются новизна исследования
и его актуальность. Автор статьи ставит перед собой задачу выстроить логическую цепочку пере-
хода от одного типа святилища к другому и объяснить появление надписей с алфавитным ораку-
лом в преддвериях гробниц, что нарушало традиционные правила их оформления. Доказывается,
что в представлениях жителей региона вырезанный на скале или стене текст алфавитного оракула
создавал вокруг себя прорицалище. Люди верили, что в этих святилищах бог – а покровителем этого
вида мантики почитался Гермес – давал свои ответы при посредничестве оракула, вещего духа места,
как это было в крупных прорицалищах. Таким образом, вотивные святилища закрепили саму идею
скальных святилищ, затем произошла замена их содержания – вотивные надписи были заменены
алфавитным оракулом, и следующим шагом святилища с алфавитным оракулом были перенесены
в преддверие гробниц. Показав, как это стало возможным, автор статьи делает вывод о цели такого
соединения: хозяева гробниц стремились к тому, чтобы жители города приходили к их гробницам для вопрошения бога, а значит, заботились о гробницах и помнили имена тех, кто в них упокоился. |
Просмотров: 537; Скачиваний: 4; |