Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
VI Международная научная конференция памяти профессора Т. Г. Мальчуковой «Россия и Греция: диалоги культур» |
ДАНИЛИНА НАТАЛИЯ ИВАНОВНА | Саратовский государственный медицинский университет |
Ключевые слова: безумие стоицизм латинский язык семантика Цицерон Сенека |
Аннотация: Цель статьи – уточнить функционально-семантические различия синонимов со зна-
чением «безумие» в латинском языке: dementia, amentia, insania, furor. Материал – выборка контекстов
из оцифрованных произведений античных авторов, преимущественно Цицерона («Тускуланские бе-
седы») и Сенеки («Нравственные письма к Луцилию», «О гневе»), у которых данная тема наибо-
лее разработана. Установлено, что слово insania может использоваться как медицинский и фило-
софский термин. В стоической философии insania – антоним понятия sapientia, а его внутренняя
форма – основа широкоупотребительной развернутой метафоры «невежество – безумие (нездоровье),
философия – лечение». Слова dementia, amentia и furor не приобретали терминологического смысла.
Понятие furor соответствует аффекту в его современном понимании и включается в более широкое
понятие страсти; одной из форм его проявления становится гнев. У Сенеки понятия insania и furor
соотносятся как общее и частное, Цицерон лишь подчеркивает их нетождественность, не определяя
соотношения. Характеризуя эмоциональную сферу объекта речи, furor в общеупотребительном
языке обладает констатирующей семантикой и не содержит оценочного компонента. Слова dementia
и amentia, напротив, употребляются преимущественно как средство оценки говорящим описываемой
ситуации. Со словом amentia в большей мере связана эмоциональная оценка (неодобрение), со словом
dementia – рациональная (несоответствие здравому смыслу). |
Просмотров: 598; Скачиваний: 4; |