Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Литературоведение |
КАПУСТКИНА ОЛЬГА ДМИТРИЕВНА | Ивановский государственный университет |
ЦВЕТКОВ ЮРИЙ ЛЕОНИДОВИЧ | Ивановский государственный университет |
Ключевые слова: многомерность временных координат реальность художественного пространства хронотоп эпиграф авторские отступления внутренний жест |
Аннотация: Целью исследования является определение прогностической роли первой ча-
сти пенталогии американского писателя Стивена Кинга «Оно». Задачами – пошаговое рассмотрение
пространственно-временных координат, хронотопа, повествовательных особенностей и роли мета-
текста. Актуальность настоящего исследования заключается как в популярности пенталогии у рос-
сийского читателя, так и в непроясненности указанных аспектов. Впервые дается развернутый
анализ пространственно-временной парадигмы первой части романа. Доказано, что художественное
пространство сконцентрировано на жизни вымышленного американского городка Дерри. Он пред-
ставлен в реалистическом ключе конкретными приметами городской структуры и оживленной жиз-
ни. Однако город имеет свою таинственную историю, связанную с бесчинствами «чудища Оно»,
которое, притворяясь маской циркового клоуна, заманивало и губило детей, что свидетельствует
о начинающемся романе ужасов. Авторские проекции в прошлое семерых подростков, переживших
встречу с Оно и забывших об этом, неожиданно актуализируются через двадцать восемь лет в под-
робных биографиях повзрослевших героев. Пространственно-временной симбиоз первой части ро-
мана «Оно» может быть сформулирован как хронотоп потерянной и обретенной детской травмы,
связанной со встречей с Оно. Смена повествовательной перспективы от всезнающего нарратора к рас-
сказчику Майклу в финальной интерлюдии «Дерри» позволяет Кингу начать увлекательную игру
с читателем, активно используя метатекст для высказывания авторской оценки событий в романе.
Авторские отступления и внутренний жест (курсив) выстраивают рецептивную стратегию читате-
ля в будущей борьбе со злом. Кинг направляет читательскую активность на восстановление мира
в городке и разгадку тайны злодеяний, не поддающихся разумному объяснению. Все предпосылки самостоятельной победы повзрослевших персонажей над Оно создаются в первой части пенталогии. |
Просмотров: 611; Скачиваний: 4; |