КАПУСТКИНА О. Д., ЦВЕТКОВ Ю. Л. ФУНКЦИИ МЕТАТЕКСТА В ХРОНОТОПЕ ПЕРВОЙ ЧАСТИ РОМАНА «ОНО» СТИВЕНА КИНГА // Ученые записки. 2022. Том 44, № 3, С. 58–66. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=752. DOI: 10.15393/juchz.art.2022.752


Литературоведение


ФУНКЦИИ МЕТАТЕКСТА В ХРОНОТОПЕ ПЕРВОЙ ЧАСТИ РОМАНА «ОНО» СТИВЕНА КИНГА

КАПУСТКИНА
ОЛЬГА ДМИТРИЕВНА
Ивановский государственный университет
ЦВЕТКОВ
ЮРИЙ ЛЕОНИДОВИЧ
Ивановский государственный университет
Ключевые слова:
многомерность временных координат
реальность художественного пространства
хронотоп
эпиграф
авторские отступления
внутренний жест
Аннотация: Целью исследования является определение прогностической роли первой ча- сти пенталогии американского писателя Стивена Кинга «Оно». Задачами – пошаговое рассмотрение пространственно-временных координат, хронотопа, повествовательных особенностей и роли мета- текста. Актуальность настоящего исследования заключается как в популярности пенталогии у рос- сийского читателя, так и в непроясненности указанных аспектов. Впервые дается развернутый анализ пространственно-временной парадигмы первой части романа. Доказано, что художественное пространство сконцентрировано на жизни вымышленного американского городка Дерри. Он пред- ставлен в реалистическом ключе конкретными приметами городской структуры и оживленной жиз- ни. Однако город имеет свою таинственную историю, связанную с бесчинствами «чудища Оно», которое, притворяясь маской циркового клоуна, заманивало и губило детей, что свидетельствует о начинающемся романе ужасов. Авторские проекции в прошлое семерых подростков, переживших встречу с Оно и забывших об этом, неожиданно актуализируются через двадцать восемь лет в под- робных биографиях повзрослевших героев. Пространственно-временной симбиоз первой части ро- мана «Оно» может быть сформулирован как хронотоп потерянной и обретенной детской травмы, связанной со встречей с Оно. Смена повествовательной перспективы от всезнающего нарратора к рас- сказчику Майклу в финальной интерлюдии «Дерри» позволяет Кингу начать увлекательную игру с читателем, активно используя метатекст для высказывания авторской оценки событий в романе. Авторские отступления и внутренний жест (курсив) выстраивают рецептивную стратегию читате- ля в будущей борьбе со злом. Кинг направляет читательскую активность на восстановление мира в городке и разгадку тайны злодеяний, не поддающихся разумному объяснению. Все предпосылки самостоятельной победы повзрослевших персонажей над Оно создаются в первой части пенталогии.




Просмотров: 20;