Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Международная конференция "Актуальные проблемы преподавания РКИ" |
МАРКОВА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА | Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина Экономический университет |
Ключевые слова: лексическая семантика смысловой объем слова когнитивное знание славянские языки |
Аннотация: Рассматриваются уровневая организация смыслового объема слова и значение та-
кого понимания лексической семантики для освоения русской лексики в славянской аудитории.
Актуальность обусловлена лингвокогнитивным фокусом современных исследований не только
в лингвистике, но и в методике преподавания языков. Целью является описание смысловой структуры
слова в отличие от его семантической структуры. Среди задач – выделение уровней смысловой струк-
туры; их характеристика; выявление специфики каждого уровня в близкородственных славянских
языках: русском, чешском, словацком; соотнесение подобного видения организации смыслового
содержания с этапами его усвоения в иноязычной (славянской) аудитории. Рассматривается три
уровня смысловой структуры слова: денотативный, структурно-системный и концептуальный.
Они не только описывают семантический объем слова, но демонстрируют последовательность
и логику смыслового развития лексемы. Учет этих уровней помогает структурировать содержание
лексической единицы, соответствующее ее когнитивному развитию и, соответственно, когнитивному
знанию о ней. В таком взаимосвязанном и взаимообусловленном видении когнитивного содержания
и когнитивного знания лексем заключается новизна данного исследования. Подобный подход к содер-
жательной стороне лексемы имеет не только теоретическое, но и прикладное значение, соответствуя
логике его когнитивного освоения иностранцами, способствует лингводидактической организации
лексики при преподавании русского языка в иноязычной аудитории и помогает преподавателю ми-
нимизировать и распределять лексический материал в соответствии с этапами обучения. Особое
значение это имеет в славянской аудитории ввиду многочисленных лексико-семантических сходств
и различий на всех смысловых уровнях, что демонстрирует автор на сравнительном материале рус-
ского, чешского и словацкого языков. |
Просмотров: 554; Скачиваний: 4; |