ПОПОВА Т. И. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ И ИХ ТЕКСТОВАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ В МЕДИАДИСКУРСЕ: ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2022. Том 44, № 1, С. 50–55. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=719. DOI: 10.15393/uchz.art.2022.719


Международная конференция "Актуальные проблемы преподавания РКИ"


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ И ИХ ТЕКСТОВАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ В МЕДИАДИСКУРСЕ: ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ПОПОВА
ТАТЬЯНА ИГОРЕВНА
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова:
гипермедиатекст
информационные волны
типовой текст
уровни владения русским языком как иностранным
Аннотация: Рассматривается актуальный вопрос организации открытого коммуникативного медиапространства по принципу информационного поля, динамику которого задают информацион- ные волны. В центре внимания автора находится проблема отбора типовых текстов при обучении рус- скому языку как иностранному, который может быть осуществлен с учетом теории информацион- ных волн. Новизна исследования обусловлена тем, что впервые идея гипермедиатекста связывается с уровневым подходом в обучении русскому языку как иностранному. Целью статьи является соот- несение понятия гипермедиатекста с формированием дискурсивной компетенции на разных уровнях владения русским языком как иностранным. Задачами – описание типовых медиатекстов разных информационных волн и соотнесение их с требованиями к формированию дискурсивной компетен- ции владения русским языком как иностранным. В основе исследования лежат методы функциональ- но-стилистического описания функционально-семантических типов речи. Результат исследования показал, что медиатексты, представляющие информационный повод, являются текстами-повество- ваниями от 1-го лица с типичной информационной структурой, характерной для текста-нарратива, что делает возможным их использование при обучении русскому языку как иностранному на уровне В1. Первая информационная волна реализуется в виде текстов, пересказывающих информационный повод в текстах-повествованиях от 3-го лица, и текстов-интервью, что соответствует требованиям к уровню владения дискурсивной компетенцией на уровнях В1 и В2. Вторая информационная волна представлена оценочными комментариями, эти тексты могут использоваться на уровне В2. В третью информационную волну входят эссе и комментарии побудительного характера, что соответствует уровню С1. В зависимости от способа выражения оценочной или побудительной интенции – экспли- цитного или имплицитного – медиатексты второй и третьей волн могут использоваться для формирования дискурсивной компетенции владения языком на уровнях В2 или С1. Проведенный анализ показал высокий лингводидактический потенциал понятия гипермедиатекста в обучении русскому языку как иностранному.




Просмотров: 479; Скачиваний: 4;