Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Международная конференция "Актуальные проблемы преподавания РКИ" |
ПОПОВА ТАТЬЯНА ИГОРЕВНА | Санкт-Петербургский государственный университет |
Ключевые слова: гипермедиатекст информационные волны типовой текст уровни владения русским языком как иностранным |
Аннотация: Рассматривается актуальный вопрос организации открытого коммуникативного
медиапространства по принципу информационного поля, динамику которого задают информацион-
ные волны. В центре внимания автора находится проблема отбора типовых текстов при обучении рус-
скому языку как иностранному, который может быть осуществлен с учетом теории информацион-
ных волн. Новизна исследования обусловлена тем, что впервые идея гипермедиатекста связывается
с уровневым подходом в обучении русскому языку как иностранному. Целью статьи является соот-
несение понятия гипермедиатекста с формированием дискурсивной компетенции на разных уровнях
владения русским языком как иностранным. Задачами – описание типовых медиатекстов разных
информационных волн и соотнесение их с требованиями к формированию дискурсивной компетен-
ции владения русским языком как иностранным. В основе исследования лежат методы функциональ-
но-стилистического описания функционально-семантических типов речи. Результат исследования
показал, что медиатексты, представляющие информационный повод, являются текстами-повество-
ваниями от 1-го лица с типичной информационной структурой, характерной для текста-нарратива,
что делает возможным их использование при обучении русскому языку как иностранному на уровне
В1. Первая информационная волна реализуется в виде текстов, пересказывающих информационный
повод в текстах-повествованиях от 3-го лица, и текстов-интервью, что соответствует требованиям
к уровню владения дискурсивной компетенцией на уровнях В1 и В2. Вторая информационная волна
представлена оценочными комментариями, эти тексты могут использоваться на уровне В2. В третью
информационную волну входят эссе и комментарии побудительного характера, что соответствует
уровню С1. В зависимости от способа выражения оценочной или побудительной интенции – экспли-
цитного или имплицитного – медиатексты второй и третьей волн могут использоваться для формирования дискурсивной компетенции владения языком на уровнях В2 или С1. Проведенный анализ
показал высокий лингводидактический потенциал понятия гипермедиатекста в обучении русскому
языку как иностранному. |
Просмотров: 479; Скачиваний: 4; |