ЛУКИН О. В. Ф. Ф. ФОРТУНАТОВ И МЛАДОГРАММАТИЗМ // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2022. Том 44, № 1, С. 8–12. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=716. DOI: 10.15393/uchz.art.2022.716


Языкознание


Ф. Ф. ФОРТУНАТОВ И МЛАДОГРАММАТИЗМ

ЛУКИН
ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ
Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского
Ключевые слова:
Ф. Ф. Фортунатов
младограмматизм
лингвистическая парадигма
структурализм
Германия
Аннотация: Целью работы является исследование особенностей взаимодействия выдающего- ся российского языковеда Ф. Ф. Фортунатова с младограмматизмом как научной парадигмой, по- влиявшей на его становление как лингвиста. Анализ лингвистических парадигм представляет собой актуальное направление современной лингвоисториографии. Известно, что по окончании универси- тета двадцатитрехлетний ученый был командирован за границу и посетил такие немецкие города, как Тюбинген, Берлин, Кенигсберг и Лейпциг. В последнем он слушал лекции выдающегося пред- ставителя сравнительно-исторического языкознания Г. Курциуса и одного из основателей младограм- матической школы А. Лескина. Несомненно, что эти ученые сыграли важную роль в формировании взглядов молодого языковеда. Существует общее мнение, согласно которому Ф. Ф. Фортунатова называют представителем младограмматической школы в России. Новизна работы состоит в том, что автор пытается показать, насколько правомерно такое утверждение в отношении творчества уче- ного и какие черты младограмматизма нашли отражение в его трудах. Основанная им Московская лингвистическая школа обычно называется «формальной», что само по себе демонстрирует ее яв- ную противопоставленность лейпцигским младограмматикам. Развивая теорию своих немецких учителей, российский лингвист пошел дальше их, вплотную приблизившись к структурализму. Ф. Ф. Фортунатов опубликовал в течение 43 лет своего творчества 36 научных трудов, преимуще- ственно в России и на русском языке, что делало его взгляды практически недоступными для мировой лингвистики. Свои новые оригинальные идеи он передавал ученикам в живом общении. Автор статьи подчеркивает особую роль Ф. Ф. Фортунатова как основателя признанной школы структурализма, чьи ученики преодолели границы предыдущей научной парадигмы, взяв все самое передовое из идей своего учителя.




Просмотров: 430; Скачиваний: 4;