Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Языкознание |
ЛУКИН ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ | Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского |
Ключевые слова: Ф. Ф. Фортунатов младограмматизм лингвистическая парадигма структурализм Германия |
Аннотация: Целью работы является исследование особенностей взаимодействия выдающего-
ся российского языковеда Ф. Ф. Фортунатова с младограмматизмом как научной парадигмой, по-
влиявшей на его становление как лингвиста. Анализ лингвистических парадигм представляет собой
актуальное направление современной лингвоисториографии. Известно, что по окончании универси-
тета двадцатитрехлетний ученый был командирован за границу и посетил такие немецкие города,
как Тюбинген, Берлин, Кенигсберг и Лейпциг. В последнем он слушал лекции выдающегося пред-
ставителя сравнительно-исторического языкознания Г. Курциуса и одного из основателей младограм-
матической школы А. Лескина. Несомненно, что эти ученые сыграли важную роль в формировании
взглядов молодого языковеда. Существует общее мнение, согласно которому Ф. Ф. Фортунатова
называют представителем младограмматической школы в России. Новизна работы состоит в том,
что автор пытается показать, насколько правомерно такое утверждение в отношении творчества уче-
ного и какие черты младограмматизма нашли отражение в его трудах. Основанная им Московская
лингвистическая школа обычно называется «формальной», что само по себе демонстрирует ее яв-
ную противопоставленность лейпцигским младограмматикам. Развивая теорию своих немецких
учителей, российский лингвист пошел дальше их, вплотную приблизившись к структурализму.
Ф. Ф. Фортунатов опубликовал в течение 43 лет своего творчества 36 научных трудов, преимуще-
ственно в России и на русском языке, что делало его взгляды практически недоступными для мировой
лингвистики. Свои новые оригинальные идеи он передавал ученикам в живом общении. Автор статьи
подчеркивает особую роль Ф. Ф. Фортунатова как основателя признанной школы структурализма,
чьи ученики преодолели границы предыдущей научной парадигмы, взяв все самое передовое из идей
своего учителя. |
Просмотров: 672; Скачиваний: 4; |