НОВОСЕЛОВА В. А. ОБРАЗНЫЕ СРАВНЕНИЯ КАК ЭКСПРЕССЕМЫ В МЕДИАТЕКСТАХ ТЕЛЕПРОГРАММЫ «ВЕСТИ НЕДЕЛИ С ДМИТРИЕМ КИСЕЛЕВЫМ» // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2022. Том 44, № 1, С. 20–28. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=714. DOI: 10.15393/uchz.art.2022.714


Языкознание


ОБРАЗНЫЕ СРАВНЕНИЯ КАК ЭКСПРЕССЕМЫ В МЕДИАТЕКСТАХ ТЕЛЕПРОГРАММЫ «ВЕСТИ НЕДЕЛИ С ДМИТРИЕМ КИСЕЛЕВЫМ»

НОВОСЕЛОВА
ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНА
Петрозаводский государственный университет
Ключевые слова:
медиалингвистика
медиатекст
медиаречь
медиадискурс
вербальные дискурсивные средства
индивидуально-авторское сравнение
экспрессема
Аннотация: Исследование выполнено в русле медиалингвистики – раздела науки о языке, предметом изучения которого является медиатекст как дискурсивная дискретная единица, функ- ционирующая в печатных, аудиальных, визуальных, сетевых средствах массовой информации. Медиалингвистика, появившаяся на рубеже XX–XXI веков, взаимодействует с политической и когни- тивной лингвистикой, социологией, стилистикой, риторикой, дискурсологией. Одним из актуальных перспективных направлений коммуникативной лингвистики является медиалингводискурсология, в рамках которой рассматриваются вопросы взаимосвязи вербального и медийного компонентов. В контексте этих исследований представляет интерес языковая организация медиаречи в информа- ционно-аналитических программах, где по-разному интерпретируются факты объективной реаль- ности, что обусловлено политико-идеологическими акцентами новостных изданий и субъективным восприятием коммуникативных событий со стороны адресанта (политического обозревателя, аналитика, журналиста). Чтобы описать события, находящиеся в фокусе социального внимания, ав- тор медиатекста использует широкий диапазон художественных языковых средств, в ряду которых выделяются образные сравнения. Авторские компаративные экспрессемы в медиатекстах отличаются нестандартностью, новизной, создают эффект неожиданности, что помогает воздействовать на со- знание массовой аудитории. Цель работы – рассмотреть индивидуально-авторские компаративные конструкции как экспрессемы, употребляемые в социально-политическом медиадискурсе, и просле- дить их стилистические функции на материале информационно-аналитических медиатекстов теле- программы «Вести недели с Дмитрием Киселевым».




Просмотров: 407; Скачиваний: 4;