ШАРЫПИНА Т. А. ПОЭТОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ АВТОРСКОЙ МОДАЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ Ф. ФЮМАНА И Б. ШЛИНКА // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2022. Том 44, № 1, С. 81–88. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=709. DOI: 10.15393/uchz.art.2022.709


Литературоведение


ПОЭТОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ АВТОРСКОЙ МОДАЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ Ф. ФЮМАНА И Б. ШЛИНКА

ШАРЫПИНА
ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА
Национально-исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Ключевые слова:
модальность
субъективная модальность
модальность художественного текста
сказ- ка
миф
жанр
экзистенциальная ситуация
интермедиальность
Аннотация: Впервые в сравнительном аспекте рассматриваются поэтологические функции ав- торской модальности на примере творчества Франца Фюмана и Бернхарда Шлинка. Актуальность статьи связана с междисциплинарным аспектом, а также с проблемой изучения коммуникативного пространства художественных текстов. Целью исследования является анализ основных тенденций в области стилеобразующей функции авторской модальности на основе сравнительного рассмо- трения художественной практики Ф. Фюмана и Б. Шлинка. Сравнительно-типологический ракурс изучения позволяет сделать вывод о том, что своеобразие выражения авторской модальности, а так- же ее эволюция в художественной практике писателей определяются ярко выраженным автобио- графизмом и личностными особенностями авторов. Так, уход от бинарной оценочной оппозиции сказки к полисемантичности мифа и диффузии канонических жанров открыл новые стилистические возможности для способов выражения авторской модальности в творчестве Ф. Фюмана, а выбор художественных средств и авторская модальность произведений Б. Шлинка предопределены ак- сиологическими установками и приоритетами протестантизма, сформированными еще в детстве и находящими своеобразную правовую базу в ментальности Б. Шлинка-юриста. С этим связано отличие в отношении к Слову у Фюмана, в конце творческого пути усомнившегося в его действен- ности и обратившегося к эмоциональной универсальной стихии танца, и Шлинка, в поэтике романов которого живописный и фотографический экфрасисы расширяют возможности его повествователь- ной техники. При всем различии истоков духовного опыта и жизненных перипетий интермедиальный дискурс, появляющийся в зрелой творческой практике Ф. Фюмана и Б. Шлинка, становится способом постижения вечных вопросов бытия.




Просмотров: 404; Скачиваний: 4;