СУРКОВА К. В. ПРЕОДОЛЕНИЕ ГРАНИЦЫ КАК СПОСОБ ИНИЦИАЦИИ ГЕРОЕВ ЦИКЛА «ЛЕГЕНДЫ ЗАПАДНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ» УРСУЛЫ ЛЕ ГУИН // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2022. Том 44, № 1, С. 104–110. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=706. DOI: 10.15393/uchz.art.2022.706


Литературоведение


ПРЕОДОЛЕНИЕ ГРАНИЦЫ КАК СПОСОБ ИНИЦИАЦИИ ГЕРОЕВ ЦИКЛА «ЛЕГЕНДЫ ЗАПАДНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ» УРСУЛЫ ЛЕ ГУИН

СУРКОВА
КСЕНИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА
Национальный исследовательский Нижегородский госу- дарственный университет имени Н. И. Лобачевского
Ключевые слова:
фэнтези
Урсула Ле Гуин
«Легенды Западного побережья»
инициация
граница
Аннотация: Целью исследования является выявление специфики инициации героев цикла «Легенды Западного побережья» американской писательницы Урсулы Ле Гуин. Научная новизна обусловлена обращением к анализу позднего творчества У. Ле Гуин, являющегося на данный мо- мент малоизученным. Исследование мифопоэтической основы образов главных героев позволяет изучить как особенности творческого метода писательницы, так и специфику построения обра- зов главных героев в рамках жанра фэнтези. Значимое место, занимаемое фэнтези в современной литературе и культуре в целом, определяет актуальность нашей работы. Применяются описательный, мифопоэтический и сравнительно-исторический методы исследования. Отмечается, что при постро- ении вторичного мира используется мифологическая традиция (мир Западного побережья построен на основе бинарных оппозиций), однако многие традиционные образы и мотивы переосмысляются. Анализируются образы главных героев и выявляются такие их черты, как двойственность, неустой- чивость изначального положения, способность к преодолению границ (в первую очередь культур- ных и социальных). Обращается внимание на роль ситуации травмы в процессе инициации. Выход за границу обыденного в сферу сверхъестественного становится обязательным для становления героя, но ожидаемое в рамках жанра обретение необычайных способностей представляет собой ложный ход на пути развития персонажей. Инициация героев соотносится со стадиями ритуальных обрядов перехода, а также со схемой путешествия мифологического героя, разработанной Дж. Кэмпбеллом. После прохождения инициации герои остаются в пограничном положении – между различными куль- турами и между миром реальности и текста, а их главной задачей становится постоянное преодоле- ние границ: сначала как путь личностного становления, а затем – для созидания нового, гармоничного пространства. Делается вывод, что инициация героев цикла происходит посредством преодоления ими различных границ (собственного сознания, общественных стандартов, социальных ролей и т. д.), в результате чего они обретают функцию культурной медиации, что соотносится с мифологическим образом поэта и архетипом чтеца.




Просмотров: 322;