Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Литературоведение |
СУРКОВА КСЕНИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА | Национальный исследовательский Нижегородский госу- дарственный университет имени Н. И. Лобачевского |
Ключевые слова: фэнтези Урсула Ле Гуин «Легенды Западного побережья» инициация граница |
Аннотация: Целью исследования является выявление специфики инициации героев цикла
«Легенды Западного побережья» американской писательницы Урсулы Ле Гуин. Научная новизна
обусловлена обращением к анализу позднего творчества У. Ле Гуин, являющегося на данный мо-
мент малоизученным. Исследование мифопоэтической основы образов главных героев позволяет
изучить как особенности творческого метода писательницы, так и специфику построения обра-
зов главных героев в рамках жанра фэнтези. Значимое место, занимаемое фэнтези в современной
литературе и культуре в целом, определяет актуальность нашей работы. Применяются описательный,
мифопоэтический и сравнительно-исторический методы исследования. Отмечается, что при постро-
ении вторичного мира используется мифологическая традиция (мир Западного побережья построен
на основе бинарных оппозиций), однако многие традиционные образы и мотивы переосмысляются.
Анализируются образы главных героев и выявляются такие их черты, как двойственность, неустой-
чивость изначального положения, способность к преодолению границ (в первую очередь культур-
ных и социальных). Обращается внимание на роль ситуации травмы в процессе инициации. Выход
за границу обыденного в сферу сверхъестественного становится обязательным для становления героя,
но ожидаемое в рамках жанра обретение необычайных способностей представляет собой ложный
ход на пути развития персонажей. Инициация героев соотносится со стадиями ритуальных обрядов
перехода, а также со схемой путешествия мифологического героя, разработанной Дж. Кэмпбеллом.
После прохождения инициации герои остаются в пограничном положении – между различными куль-
турами и между миром реальности и текста, а их главной задачей становится постоянное преодоле-
ние границ: сначала как путь личностного становления, а затем – для созидания нового, гармоничного
пространства. Делается вывод, что инициация героев цикла происходит посредством преодоления
ими различных границ (собственного сознания, общественных стандартов, социальных ролей и т. д.),
в результате чего они обретают функцию культурной медиации, что соотносится с мифологическим
образом поэта и архетипом чтеца. |
Просмотров: 485; |