Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Этнология, антропология и этнография |
ЗМЕЕВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА | Центр гуманитарных проблем Баренц региона – филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» |
Ключевые слова: Мурманская железная дорога 1915–1916 годы социальная система социальная структура актор этнические группы |
Аннотация: Строительство магистрали, связывающей столицу Российской империи и побережье
Северного Ледовитого океана, представлено в статье как процесс создания региональных общностей.
Ключевой является проблема соответствия социальных действий ожиданиям участников строи-
тельства. Объект исследования – стражники, завербованные для охраны и наблюдения за рабочими.
Выбор объекта обусловлен промежуточным положением групп нижних чинов в системе подчине-
ния – руководства. Целью первой части статьи стало выявление последствий управленческих реше-
ний, направленных на преобразование общественного устройства, изменивших в целом функцио-
нальность социальной системы. Сделан вывод о том, что социальная структура на Мурманстройке
в 1915–1916 годах формировалась преимущественно на основе представлений руководства о про-
фессиональных качествах этнических групп. Актуальность предпринятого исследования заключа-
ется в использовании социологического подхода, применяемого для изучения функционирования
социальной системы, к историческому явлению – строительству военно-стратегического объекта.
Новизна состоит в том, что Мурманская железная дорога впервые рассматривается не как объект стро-
ительства с привлечением многочисленных групп рабочих, а как социальная система, находящаяся
в ситуации «подвижного равновесия». Использование отдельных элементов концепции социальной
системы Т. Парсонса позволило выявить некоторые особенности воздействия социальной структуры
на возникновение устойчивых типов взаимодействия этнических групп. |
Просмотров: 468; |