РЕПУХОВА О. Ю., МАЛЫШКО А. А. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ МОБИЛИЗАЦИОННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ СССР // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2021. Том 43, № 8, С. 39–45. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=691. DOI: 10.15393/uchz.art.2021.691


Отечественная история


РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ МОБИЛИЗАЦИОННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ СССР

РЕПУХОВА
ОКСАНА ЮРЬЕВНА
Петрозаводский государственный университет
МАЛЫШКО
АНТОН АЛЕКСАНДРОВИЧ
Петрозаводский государственный университет
Ключевые слова:
северо-запад СССР
Финляндия
мобилизационное планирование
железнодорожный транспорт
Мурманская железная дорога
Кировская железная дорога
Северная железная дорога
Аннотация: История мобилизационной подготовки советских северо-западных железных дорог в 1920-е годы остается малоизученной. Железные дороги являлись ключевым видом транспорта дан- ного региона, играли важнейшую роль в организации транзита товаров и экономического развития, а в условиях военного времени обеспечивали бесперебойное снабжение армии снаряжением и под- креплениями. Настоящая статья нацелена на изучение процесса разработки системы мобилизаци- онного планирования железнодорожного транспорта на северо-западе СССР в 1920-е годы. В ходе исследования были привлечены материалы региональных и федеральных архивов, нормативно- правовые акты, а также периодическая печать. Методологической базой статьи является применение историко-системного, историко-генетического методов, а также элементов контент-анализа и семио- тического подхода. В работе показано, что железные дороги северо-запада СССР играли значитель- ную роль в советском мобилизационном планировании. Она объясняется большой стратегической важностью региона, а также необходимостью восстановления расположенного в нем железнодорож- ного транспорта, ставшего одним из театров военных действий в Гражданской войне. В этой связи заявки от железных дорог северо-запада СССР имели наибольший процент одобрения при форми- ровании эвакуационного плана 1928 года. В то же время задача развития северо-западных железных дорог СССР не являлась первоочередной для военно-политического руководства страны в 1920-е годы в силу второстепенной важности угрозы со стороны Финляндии.




Просмотров: 349;