ПУШКАРЕВА Н. В. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИМПЕРАТИВНОСТИ В ТЕКСТЕ «УСТАВА МОРСКОГО» 1720 ГОДА // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2021. Том 43, № 6, С. 57–64. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=657. DOI: 10.15393/uchz.art.2021.657


Языкознание


ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИМПЕРАТИВНОСТИ В ТЕКСТЕ «УСТАВА МОРСКОГО» 1720 ГОДА

ПУШКАРЕВА
НАТАЛИЯ ВИКТОРОВНА
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова:
история русского языка XVIII века
Петровская эпоха
«Устав Морской»
императивность
формирование жанров деловой речи
Аннотация: На материале текста нового для Петровской эпохи жанра рассматриваются язы- ковые средства, выражающие императивность в регламентирующих документах. Выявляются особенности императивной ситуации, в которой применялся «Устав Морской», с учетом историче- ской реальности России XVIII века определяются его адресат и адресант. Адресатом текста являлся весь морской персонал, адресант не может быть определен однозначно, так как в этой роли выступали и Российское государство, выстраиваемое по европейскому образцу, и абсолютный монарх Петр I. В связи с этим в документе выявляются особые прагматические цели: регламентирование действий адресата и обучение его в рамках этого регламента. Репертуар языковых единиц, передающих в ис- следуемом тексте предписания и запреты, содержит разностилевые единицы. Императивность вы- ражается инфинитивными формами, формой будущего времени со вспомогательным глаголом иметь, спрягаемыми формами глагола, оборотами с частицей да, безличными глаголами с перформативным значением. Использование языковых средств связано с тематикой предписания, степенью конкрет- ности описываемых действий, категоричностью запрета, тяжестью проступка, за который полагалось наказание. Форма выражения императивности могла маркировать социально ослабленную позицию адресата. Все эти факты свидетельствуют о поисках авторами документа таких языковых форм вы- ражения императивности, которые были бы понятны адресату и соответствовали выполнению новых коммуникативно-прагматических задач.




Просмотров: 396;