МАЯЦКИЙ Д. И. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО В КИТАЕ: ПЕРЕВОД И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РОМАНА «ПЕТР ПЕРВЫЙ» А. Н. ТОЛСТОГО // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2021. Том 43, № 6, С. 21–28. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=653. DOI: 10.15393/uchz.art.2021.653


Литературоведение


ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО В КИТАЕ: ПЕРЕВОД И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РОМАНА «ПЕТР ПЕРВЫЙ» А. Н. ТОЛСТОГО

МАЯЦКИЙ
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова:
Петр I
Россия и Китай
межкультурные коммуникации
имагология
образ Петра Ве- ликого в Китае
русская литература на китайском языке
роман «Петр Первый» в Китае
Чжу Вэнь
Аннотация: Статья посвящена ранее не исследовавшейся в отечественной науке теме. Ее ак- туальность обусловлена наметившимся в недавнее время (в связи с предстоящим 350-летием со дня рождения) ростом научного интереса к личности и реформам императора Петра Великого не только в России, но и в других странах. Затрагивается проблема имагологической перцепции явле- ний российской культуры и выдающихся героев российской истории жителями Китая как носителями иной культуры. Рассматриваются переводы и переводчики советского исторического романа «Петр Первый» А. Н. Толстого на китайский язык, являющегося в Китае одним из источников сведений и представлений о русском царе. Отдельно анализируются ставший в КНР классикой перевод, вы- полненный и впервые изданный в 1986 году русистом Чжу Вэнем, а также исследовательские работы Чжу Вэня об этом романе. Выявляется специфика восприятия Чжу Вэнем образа Петра Первого, устанавливаются обусловившие его идеологические и культурные наслоения. С использованием раз- мещенного в китайском сегменте глобальной сети Интернет материала рассматривается также вопрос восприятия образа российского императора китайскими гражданами – блогером Гао Хуном и про- давцами книги в интернет-магазинах. В качестве основного метода научного исследования в статье применяется метод сравнительного лингвокультурологического анализа.




Просмотров: 369;