МЕШКОВА К. Н. О ГЕНЕЗИСЕ ОБРАЗА ШУТА В ПОВЕСТИ О. М. СОМОВА «ГАЙДАМАК» // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2021. Том 43, № 5, С. 103–108. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=643. DOI: 10.15393/uchz.art.2021.643


Литературоведение


О ГЕНЕЗИСЕ ОБРАЗА ШУТА В ПОВЕСТИ О. М. СОМОВА «ГАЙДАМАК»

МЕШКОВА
КРИСТИНА НИКОЛАЕВНА
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Ключевые слова:
Орест Сомов
Шекспир
шут
романтизм
шекспиризм
Аннотация: Традиция изображать шутов как носителей скрытой мудрости и уникальных чело- веческих качеств имеет богатую историю изучения, однако эта проблема мало исследовалась на мате- риале русской литературы. В статье рассматривается образ шута в повести О. М. Сомова «Гайдамак» и его типологическая параллель с шутом из трагедии У. Шекспира «Король Лир». В ходе анализа со- поставляются образы колоритного шекспировского героя и сомовского Рябко, выявляются связанные с ними сходные сюжеты и мотивы. Образ шута у Шекспира и Сомова отличается от традиционного фольклорного представления в литературе: роль героя расширена и перестает обрамлять сюжет, его действия становятся полноценной движущей силой произведения. Присутствуют также и типичные, связанные с этим образом комические и фарсовые мотивы, однако они вынесены на второй план. Вслед за Шекспиром Сомов видит своего героя остроумным, дерзким и искренним, делает его вы- разителем народного голоса. При этом Рябко наделен более самоотверженным и чувствительным характером, он обладает абсолютно новыми чертами, чем сильно отличается от шутов в фольклоре или в ренессансной литературе: это философствующий тип личности, чуткой и ироничной, вместе с тем решительной и готовой к отстаиванию своих убеждений.




Просмотров: 514;