Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Литературоведение |
ШУМИЛО СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА | Национальный университет «Черниговский коллегиум» им. Т. Г. Шевченко |
Ключевые слова: «плетение словес» Епифаний Премудрый Константин Преславский митрополит Ки- приан Киевский художественный повтор гимнографические аллюзии |
Аннотация: Актуальность работы обусловлена недостаточной изученностью стиля «плетение
словес» и его литературных источников, а также значительными расхождениями исследователей
во взглядах на его природу. Настоящая статья содержит анализ главного тропа плетения словес –
художественных повторов с точки зрения их литературных источников, которые автор статьи
усматривает в гимнографических текстах. Цель – установить преемственность украшенного стиля
от литургийной поэзии, а также рассмотреть приемы аллюзий и реминисценции как одни из ведущих
в поэтике средневековых житий, написанных в стиле «плетение словес». При исследовании мы опи-
рались на методы сравнительного, источниковедческого, герменевтического, лингвистического
анализа художественного текста. Рассмотрение художественных повторов в украшенном стиле
средневековых житий позволило прийти к таким выводам: во-первых, реминисценции и аллюзии
на храмовое действо являются важнейшими приемами для средневекового агиографа, во-вторых,
главным тропом, заимствованным из литургической поэзии, является художественный повтор,
в-третьих, он выполняет несколько разных функций в средневековом житии. Так, он служит ключе-
вым словом для выражения определенной идеи автора, в частности, в Житии Сергия Радонежского,
написанном Епифанием Премудрым, – для идеи постепенного возрастания и совершенствования
святого. Повтор, сопряженный с приемами антитезы и амплификации, позволяет автору подчеркнуть
особенно важные моменты произведения, усилить выразительность текста благодаря апелляции
к литургической поэзии. Изучение повтора как художественного тропа, заимствованного из гимнографии, позволяет иначе взглянуть и на природу украшенного стиля, и на писательскую задачу автора, и на развитие средневековой литературы в целом. |
Просмотров: 507; |