САФРОН Е. А. ТРАДИЦИИ ТВОРЧЕСТВА Э. Т. А. ГОФМАНА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ГОРОДСКОМ ФЭНТЕЗИ // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2021. Том 43, № 3, С. 84–91. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=605. DOI: 10.15393/uchz.art.2021.605


Литературоведение


ТРАДИЦИИ ТВОРЧЕСТВА Э. Т. А. ГОФМАНА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ГОРОДСКОМ ФЭНТЕЗИ

САФРОН
ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
Петрозаводский государственный университет
Ключевые слова:
городское фэнтези
Гофман
романтический герой
рецепция
мотив родового прокля- тья
мотив сделки с дьяволом
городской хронотоп
двойник
мотив безумия
мотив куклы / автомата
Аннотация: Цель исследования заключается в выявлении элементов поэтики творчества Э. Т. А. Гофмана, которые используются и переосмысляются писателями, чьи произведения можно отнести к субжанру отечественного городского фэнтези. Его специфика определяется тем, что фэнте- зийный хронотоп обусловлен городским пространством, в котором происходят сверхъестественные события, потенциально не мотивированные научным знанием, а в поэтике доминирует мотив двоеми- рия (параллельно сосуществуют два мира – обыденный и сверхъестественный) и элементы городского фольклора. В качестве объекта исследования, кроме непосредственно произведений Гофмана, высту- пили сочинения М. и С. Дяченко, О. Кожина, В. В. Орлова, Г. Л. Олди, А. Ю. Пехова, Е. А. Бычковой, Н. В. Турчаниновой. Обозначенная цель подразумевает решение следующих задач: определить осо- бенности гофмановского романтического героя, наследуемые писателями отечественного городского фэнтези; выявить черты городского хронотопа, свойственные произведениям Гофмана и городскому фэнтези; раскрыть мотивный комплекс, характерный творчеству Гофмана и отечественному го- родскому фэнтези; обнаружить черты зарождающегося детективного жанра (на примере новеллы «Мадемуазель де Скюдери») и свойственной ему игровой природы, которая находит свое отражение в изучаемом фэнтезийном субжанре. Актуальность исследования обусловлена необходимостью рас- смотреть городское фэнтези в контексте мировой литературы. Научная новизна работы определяет- ся тем, что ранее рецепция творчества Гофмана в произведениях фэнтези не рассматривалась. В ра- боте используются методы мотивного анализа, интертекстуального анализа, рецептивной эстетики. Выясняется, что в произведениях городского фэнтези творческая рецепция Гофмана переживает второй (после 1830–1840-х годов) виток популярности. Особенно продуктивным оказывается образ двойника, который в городском фэнтези демонстрирует новые формы воплощения.




Просмотров: 349;