САЛМИН А. К. СОВМЕСТНАЯ ЕДА КАК ФЕНОМЕН САМОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧУВАШЕЙ // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2021. Том 43, № 2, С. 115–122. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=592. DOI: 10.15393/uchz.art.2021.592


Этнология, антропология и этнография


СОВМЕСТНАЯ ЕДА КАК ФЕНОМЕН САМОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧУВАШЕЙ

САЛМИН
АНТОН КИРИЛЛОВИЧ
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Ключевые слова:
совместная еда
самобытность
родство
этнография
чуваши
Аннотация: Тема совместной трапезы впервые предложена для обсуждения на чувашском мате- риале. Совместная еда на межсельском, общесельском, родовом и семейном уровнях анализируется в контексте традиционных обрядовых действий и молений. Цель исследования ‒ выявление роли совместной еды в сплочении нации и сохранении традиций. Работа строится на широкой базе перво- источников. Привлекаются полевые записи автора (Саратовская, Оренбургская и Куйбышевская области), архивные источники (Санкт-Петербургский филиал Архива РАН, Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных исследований) и опубликованные материалы. Используются разработки предшественников. На основе проведенного исследования автор утвержда- ет, что чуваши исконно поддерживали друг друга. Совместная еда сплачивала их. Обрядовая трапеза сближала людей и на интимном уровне. Особое внимание уделяли немощным старикам, а также род- ственникам, ушедшим в мир иной. Аналогичное отношение было к божествам. В целом в работе речь идет о родстве по еде.




Просмотров: 354; Скачиваний: 4;