Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Литературоведение |
ЦВЕТКОВ ЮРИЙ ЛЕОНИДОВИЧ | Ивановский государственный университет |
Ключевые слова: нарратор эксплицитный и имплицитный наррататор постмодернизм роман Кристиан Крахт «Империя» |
Аннотация: Цель исследования известного романа современного швейцарского писателя
Кристиана Крахта «Империя» (2012) с точки зрения актуальной в наше время науки нарратологии –
воссоздание характерных черт фиктивного читателя (наррататора) – адресата фиктивного нарратора.
Поскольку эксплицитное изображение наррататора с помощью апелляций ограничено, ставится
задача раскрытия образа «идеального» (концепированного) читателя, который мыслится как некая
духовная данность. С целью достижения доверительности к читателю нарратор называет главно-
го героя «наш молодой человек», «наш друг», «юный сумасброд» и др. Доброе и ироничное отно-
шение к главному герою приближает его к читателю и побуждает к адекватной реакции. Нередко
нарратор употребляет личную форму – местоимение «мы», тем самым он объединяется с фиктивным
читателем с целью сопровождения его по страницам романа. Нарратор признает читателя «своим»
и доверяет ему не меньше, чем главному герою, используя прямые апелляции: «Заметьте!», «Вы
спросите…?». Исследование имплицитного изображения читателя в форме ориентировок (языковых,
эпистемологических, образовательных и этических) позволило впервые судить о том, что нарратор
имеет высокое представление о компетентности и нормах мышления своего адресата. Доказано,
что имплицитный наррататор возникает в представлениях нарратора по нескольким поводам. Во-
первых, читатель видится искушенным в чтении постмодернистской литературы и способным
оперировать такими понятиями, как пастиш, аналепсис и точка зрения. Начитанность нарратато-
ра можно сравнить с уровнем знаний филолога-германиста. Во-вторых, нарратор убежден в широком
культурологическом кругозоре читателя, способного заинтересоваться многочисленными отсылками
к истории мореплавания, философии, литературы, музыки и изобразительного искусства. В-третьих,
нарратор убежден в высоких моральных качествах наррататора. В целом можно констатировать,
что главной повествовательной чертой романа явился поиск фиктивным нарратором доверительной
и интеллектуальной солидарности с фиктивным наррататором, что обеспечило успех романа у чи-
тательской аудитории. |
Просмотров: 495; |