Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Литературоведение |
ПЕТРОВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ | Магнитогорский государственный технический универ- ситет имени Г. И. Носова |
КОЛЕСНИКОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА | Магнитогорский государственный технический универ- ситет имени Г. И. Носова |
Ключевые слова: И. И. Дмитриев жанр баллады балладоид русская поэзия конца XVIII – начала XIX века суггестия suspense предромантизм сентиментализм |
Аннотация: Посредством сравнительно-исторического и ретроспективного методов авторы ста-
тьи исследуют шесть поэтических текстов, написанных в 1790–1805 годах И. И. Дмитриевым, поэтом,
соратником Н. М. Карамзина. Все эти произведения несут в себе черты балладного жанра и могут
считаться итоговыми для русской баллады на доромантическом этапе ее развития. Цель статьи – опи-
сать общую концепцию жанра баллады, какой она могла видеться Дмитриеву, и выявить конкретные
пути и художественные способы ее воплощения. Один из путей – создание «гибрида», например по-
эмы-баллады, таков «Ермак» Дмитриева, в котором есть также и черты оды. В трех «балладах-былях»
поэта можно увидеть приметы притчи, мелодрамы и новеллы. «Новеллистическая баллада-быль»
на социально-бытовом материале без обращения к «чудесному», или фантастическому, в особен-
ности привлекала Дмитриева. В результате постепенного отказа от атрибутов иных жанров рожда-
лась русская баллада на национальном (как историческом, так и современном) материале; такой «чи-
стой» балладой следует считать хронологически последнее из шести рассмотренных произведений
поэта – «Старинную любовь» (1805). Парадоксально, но Дмитриев очень быстро осознал пародийный
потенциал только формирующегося еще жанра («Отставной вахмистр»). Во всех своих балладных тек-
стах он последовательно использует суггестивную технику, в особенности такой ее вид, как suspense –
создание с помощью и словесных, и экстралингвистических приемов атмосферы тревоги, напряжен-
ного ожидания, страха. Все дмитриевские балладоиды оказываются связаны темой смерти, интерес
к которой становится культурным феноменом эпохи сентиментализма / предромантизма. Выделенные
в статье признаки ранней русской баллады и балладной «техники» позволяют включить в «балладный контекст» рубежа XVIII–XIX веков гораздо большее количество произведений, чем это принято
сейчас в нашей науке. |
Просмотров: 588; |