ПЕТРОВ А. В., КОЛЕСНИКОВА О. Ю. БАЛЛАДЫ И. И. ДМИТРИЕВА: ЖАНРОВЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2021. Том 43, № 1, С. 74–81. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=570. DOI: 10.15393/uchz.art.2021.570


Литературоведение


БАЛЛАДЫ И. И. ДМИТРИЕВА: ЖАНРОВЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ

ПЕТРОВ
АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Магнитогорский государственный технический универ- ситет имени Г. И. Носова
КОЛЕСНИКОВА
ОЛЬГА ЮРЬЕВНА
Магнитогорский государственный технический универ- ситет имени Г. И. Носова
Ключевые слова:
И. И. Дмитриев
жанр баллады
балладоид
русская поэзия конца XVIII – начала XIX века
суггестия
suspense
предромантизм
сентиментализм
Аннотация: Посредством сравнительно-исторического и ретроспективного методов авторы ста- тьи исследуют шесть поэтических текстов, написанных в 1790–1805 годах И. И. Дмитриевым, поэтом, соратником Н. М. Карамзина. Все эти произведения несут в себе черты балладного жанра и могут считаться итоговыми для русской баллады на доромантическом этапе ее развития. Цель статьи – опи- сать общую концепцию жанра баллады, какой она могла видеться Дмитриеву, и выявить конкретные пути и художественные способы ее воплощения. Один из путей – создание «гибрида», например по- эмы-баллады, таков «Ермак» Дмитриева, в котором есть также и черты оды. В трех «балладах-былях» поэта можно увидеть приметы притчи, мелодрамы и новеллы. «Новеллистическая баллада-быль» на социально-бытовом материале без обращения к «чудесному», или фантастическому, в особен- ности привлекала Дмитриева. В результате постепенного отказа от атрибутов иных жанров рожда- лась русская баллада на национальном (как историческом, так и современном) материале; такой «чи- стой» балладой следует считать хронологически последнее из шести рассмотренных произведений поэта – «Старинную любовь» (1805). Парадоксально, но Дмитриев очень быстро осознал пародийный потенциал только формирующегося еще жанра («Отставной вахмистр»). Во всех своих балладных тек- стах он последовательно использует суггестивную технику, в особенности такой ее вид, как suspense – создание с помощью и словесных, и экстралингвистических приемов атмосферы тревоги, напряжен- ного ожидания, страха. Все дмитриевские балладоиды оказываются связаны темой смерти, интерес к которой становится культурным феноменом эпохи сентиментализма / предромантизма. Выделенные в статье признаки ранней русской баллады и балладной «техники» позволяют включить в «балладный контекст» рубежа XVIII–XIX веков гораздо большее количество произведений, чем это принято сейчас в нашей науке.




Просмотров: 588;