ГУСЕВА Н. К. ОСНОВНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНОЙ КАТЕГОРИЗАЦИИ АДРЕСАТА В ПОБУДИТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2021. Том 43, № 1, С. 52–59. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=567. DOI: 10.15393/uchz.art.2021.567


Языкознание


ОСНОВНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНОЙ КАТЕГОРИЗАЦИИ АДРЕСАТА В ПОБУДИТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ГУСЕВА
НАТАЛЬЯ КОНСТАНТИНОВНА
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова:
социальный дейксис
русские побудительные высказывания
средства социальной ка- тегоризации
языковые категории
императивная форма глагола
Аннотация: Вопрос о социальной категоризации адресата в побудительных высказывани- ях русского языка является частным аспектом более общей проблемы коммуникативных страте- гий и тактик побуждения в разных лингвокультурах и связанных с ними вопросов категоризации окружающей действительности. Предметом исследования в настоящей статье являются средства социального дейксиса в глагольных побудительных высказываниях русского языка. В силу сво- их ярко выраженных конативной и фатической функций императивная форма русского глагола указывает на относительный или абсолютный социальный статус адресата – это так называемые обращения на «ты» и на «Вы», что ставит грамматическое лицо в ряд грамматикализованных средств социального дейксиса. Неличная форма глагола также может служить средством соци- альной категоризации адресата по причине ее традиционного использования в ситуациях, пред- полагающих жесткую социально-психологическую иерархию. Кроме названных грамматических средств в русских побудительных высказываниях встречаются лексические средства социального дейксиса. Грамматикализованные и лексические средства социального дейксиса могут комбиниро- ваться в высказываниях, их употребление может быть маркированным и немаркированным. В статье предлагается новая организация категории социального дейксиса в русском языке в побудительных высказываниях на основе интегративного коммуникативно-деятельностного подхода, что позволяет использовать материалы и результаты исследования при подготовке теоретических и практических курсов по коммуникативной грамматике русского языка как иностранного. Этноспецифичность рас- сматриваемого вопроса обусловливает практическую значимость исследования: некоторые языковые категории проявляют бóльшую по сравнению с другими связь между культурными ценностями, социальной иерархией в обществе и их концептуализацией в языке, и умение верно употреблять их лежит в основе коммуникативной компетенции индивида.




Просмотров: 487;