Научный журнал
|
ISSN 2542-1077 (Print) ISSN 1994-5973 (Online) |
Языкознание |
ВЫРОВЦЕВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА | Санкт-Петербургский государственный университет |
ЩЕГЛОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА | Санкт-Петербургский государственный университет |
Ключевые слова: языковая игра ирония юмор сатира публицистический образ медиатекст |
Аннотация: Феномен языковой игры как способа создания журналистского образа – юмо-
ристического, ироничного, сатирического – рассматривается как наиболее актуальная проблема,
как востребованная и активно развивающаяся традиция в современных российских СМИ. Эстетика
постмодернизма вызвала интерес к иронии – эффективному способу как оценки событий, явлений,
фактов реальной действительности, так и выражения авторской позиции. В ситуации языковой
инфляции все более привлекательным становится многофункциональный текст, рассчитанный
на со-творчество, основанное именно на языковой игре. Исследователи определяют «вирус иронии»
как характерную черту современного медиатекста, причем парадигма иронии постоянно расширяется:
от легкого юмора до уничтожающего сарказма и гротеска. Обращение к творчеству авторитетных
и популярных авторов позволяет выявить особенности и закономерности развития языка СМИ. В ста-
тье впервые предпринята попытка определить и систематизировать функциональные типы языковой
игры как способа создания комического эффекта. На основе анализа работ известных журналистов
выделены приемы языковой игры, которые наиболее активно используются для создания юмори-
стического, ироничного, сатирического образов: парономазия, каламбур, парадоксальная метафора,
трансформация фразеологизмов, стилистический контраст. Сделаны выводы о том, что языковая
игра как умышленное нарушение нормы проявляется на разных уровнях текста: грамматическом,
лексико-семантическом, синтаксическом, стилистическом; что языковая игра в заголовках выполня-
ет различные функции в зависимости от типологических особенностей издания и интенций автора. Очевидно, что обращение публицистов к смеху как к простой и острой форме критики позволяет реа-
лизовать различные коммуникативные намерения: юмор, сатира, разоблачение, оскорбление и другие. |
Просмотров: 569; |