ВЫРОВЦЕВА Е. В., ЩЕГЛОВА Е. А. ЯЗЫКОВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО КОМИЧЕСКОГО В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАДИСКУРСЕ // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2021. Том 43, № 1, С. 31–40. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=565. DOI: 10.15393/uchz.art.2021.565


Языкознание


ЯЗЫКОВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО КОМИЧЕСКОГО В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАДИСКУРСЕ

ВЫРОВЦЕВА
ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА
Санкт-Петербургский государственный университет
ЩЕГЛОВА
ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова:
языковая игра
ирония
юмор
сатира
публицистический образ
медиатекст
Аннотация: Феномен языковой игры как способа создания журналистского образа – юмо- ристического, ироничного, сатирического – рассматривается как наиболее актуальная проблема, как востребованная и активно развивающаяся традиция в современных российских СМИ. Эстетика постмодернизма вызвала интерес к иронии – эффективному способу как оценки событий, явлений, фактов реальной действительности, так и выражения авторской позиции. В ситуации языковой инфляции все более привлекательным становится многофункциональный текст, рассчитанный на со-творчество, основанное именно на языковой игре. Исследователи определяют «вирус иронии» как характерную черту современного медиатекста, причем парадигма иронии постоянно расширяется: от легкого юмора до уничтожающего сарказма и гротеска. Обращение к творчеству авторитетных и популярных авторов позволяет выявить особенности и закономерности развития языка СМИ. В ста- тье впервые предпринята попытка определить и систематизировать функциональные типы языковой игры как способа создания комического эффекта. На основе анализа работ известных журналистов выделены приемы языковой игры, которые наиболее активно используются для создания юмори- стического, ироничного, сатирического образов: парономазия, каламбур, парадоксальная метафора, трансформация фразеологизмов, стилистический контраст. Сделаны выводы о том, что языковая игра как умышленное нарушение нормы проявляется на разных уровнях текста: грамматическом, лексико-семантическом, синтаксическом, стилистическом; что языковая игра в заголовках выполня- ет различные функции в зависимости от типологических особенностей издания и интенций автора. Очевидно, что обращение публицистов к смеху как к простой и острой форме критики позволяет реа- лизовать различные коммуникативные намерения: юмор, сатира, разоблачение, оскорбление и другие.




Просмотров: 569;