ИВАНОВА М. В., ШАБАЛИНА О. В. «НЕПИСАНЫЕ ПРАВИЛА» ЭКОНОМИКИ ТРАДИЦИОННОГО ДОМОХОЗЯЙСТВА В СААМСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2020. Том 42, № 8, С. 109–117. URL: https://uchzap.petrsu.ru//journal/article.php?id=555. DOI: 10.15393/uchz.art.2020.555


Этнология, антропология и этнография


«НЕПИСАНЫЕ ПРАВИЛА» ЭКОНОМИКИ ТРАДИЦИОННОГО ДОМОХОЗЯЙСТВА В СААМСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

ИВАНОВА
МЕДЕЯ ВЛАДИМИРОВНА
Центр гуманитарных проблем Баренц региона – филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук»
ШАБАЛИНА
ОЛЬГА ВЯЧЕСЛАВОВНА
Центр гуманитарных проблем Баренц региона – филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук»
Ключевые слова:
саами
Кольский полуостров
фольклор
сказка
неформальные институты традиционного домохозяйства
Аннотация: Цель статьи – рассмотреть систему сложившихся убеждений, традиций и норм саамов («неписаных правил») Кольского полуострова, обеспечивавших постоянное воспроизводство экономической мо- дели их традиционного домохозяйства, через призму саамского фольклора. В контексте неоинсти- туциональной теории экономической истории проанализированы опубликованные саамские фоль- клорные источники (антология «Саамские сказки», сост. Е. Я. Пация; «Фольклорные традиции в культуре саамской семьи», сост. Е. И. Мечкина; «В краю летучего камня», авт. В. В. Чарнолуский) в качестве исторических источников для выделения неформальных институтов, ретранслировав- ших традиционные знания в сфере хозяйственного (экономического) уклада/быта саамов и побуж- давших к регулярности поведения в охоте, рыболовстве и оленепользовании. Определена суще- ственная роль неформальных институтов в экономической деятельности саамов, устанавливавших ограничения с соответствующими механизмами контроля в социально-экономических процессах, формировавших специфику традиционного хозяйства в обозримом прошлом. Сделан вывод о том, что в современной эпохе экономики знаний традиционные знания саамов становятся их основным конкурентоспособным экономическим потенциалом и ресурсом.




Просмотров: 395;